Найти в Дзене
Ia-centr.ru

Человек и пароход: как эмир Бухары российскому флоту помогал

Оглавление

Первые известия о начавшейся в январе 1904 года русско-японской войне и непростом положении, в котором оказалась российская эскадра на Дальнем Востоке, привели к зарождению движения по сбору добровольных пожертвований на строительство новых кораблей для флота.

Стартовав как частная инициатива нескольких патриотически настроенных представителей высшего света, эта общественная кампания вскоре расширила свои масштабы – к ней присоединялись подданные императора со всех концов России.

Миллион на эсминец

В связи с тем, что число жертвователей и объем передаваемых ими взносов росли день ото дня, появилась необходимость организации строго учета всех поступавших средств. С этой целью уже 6 февраля 1904 года Николай II одобрил создание Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования.

Его почетным председателем стал брат императора великий князь Михаил Александрович, а председателем – великий князь Александр Михайлович. Всего в комитет вошли 117 человек, в том числе морские и технические специалисты.

Эта организация имела право не только собирать денежные взносы, но и непосредственно направлять их на постройку боевых кораблей. Согласно публичному отчету комитета, за несколько лет удалось собрать колоссальную сумму в 17,1 млн рублей.

Эмир Бухары Сеид-Абдулaхад в окружении русских офицеров
Эмир Бухары Сеид-Абдулaхад в окружении русских офицеров

Свою лепту в развитие российского флота тогда внесли, помимо прочих, и окраины обширной империи. В частности, несмотря на то, что Бухарский эмират формально был независимым от России государством, его правитель эмир Сеид Абдулахад-хан стал одним из главных спонсоров – он перечислил 1 млн рублей. Кроме того, еще более 300 тыс рублей поступило от прочих жителей Туркестана. Примерно столько же, например, прислал Сенат Финляндии.

Служба на Балтике

Летом 1904 года на вервях Сандвикского корабельного дока и механического завода в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) были заложены будущие «Эмир Бухарский» и «Финн», а чуть позже на петербургском Путиловском заводе – однотипные им «Москвитянин» и «Доброволец».

Эти минные крейсера предназначались для отражения торпедных атак на крупные корабли, а также постановки минных заграждений, конвоирования и разведки. От миноносцев, строившихся для флота ранее, их отличали усиленное вооружение и большие размеры.

Четыре систершипа (от англ. sister ship – «сестринский» корабль) создавались по чертежам специалистов германской фирмы «Шихау». Это должны были быть двухтрубные корабли водоизмещением в 570 тонн (фактическое – 620 тонн), способные развивать скорость до 25 узлов (свыше 46 км/ч).

«Эмира» спустили на воду 30 декабря 1904 года, а полноценной флотской единицей он стал к середине 1905-го. По штату экипаж нового судна насчитывал 99 офицеров и матросов.

«Эмир» воюет за власть Советов

Осуществить такой переход в несколько тысяч километров было исключительно непросто – кораблям (всего за годы Гражданской войны с Балтики на юг удалось переправить 30 боевых судов) предстояло идти вверх по Неве и дальше по тернистым и не самым глубоким каналам Мариинской водной системы, открывавшей путь на Волгу.

Чтобы снизить осадку эсминцев, с них приходилось снимать часть артиллерии и вооружения, гребные винты, а также запасы угля и другой груз – их решили перевозить на баржах. Через все это прошел и «Эмир Бухарский».

После Гражданской войны «Якова Свердлова» оставили служить на Каспии. В частности, с января по март 1923 года он на постоянной основе базировался за границей, выполняя роль стационера в Энзели, который к тому времени был возвращен под власть шаха Ирана.

Насколько насыщен драматическими событиями оказался путь эсминца, настолько же буднично он завершился: в июне 1923-го «Свердлова» отправили на хранение, а через два года вычеркнули из списков флота и разобрали на металлолом в Астрахани.

Такой была история «Эмира Бухарского» – российского боевого корабля, деньги на строительство которого дали жертвователи со всего Туркестана. И на ежегодных морских парадах в Санкт-Петербурге и других городах также чествуют и их вклад в развитие военно-морского флота большой страны.