Найти тему
ВТБ Страна

История Большого зала Московской консерватории

Этот год для Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского знаковый. На него приходится сразу несколько важных дат: 155 лет исполняется самой консерватории, 150 лет прошло с момента обоснования консерватории по историческому адресу на Большой Никитской, 120-летний юбилей отметил Большой зал. И речь сегодня пойдет именно о нем.

В течение пяти лет с июня 1895 года строилось новое здание главного музыкального учебного заведения столицы, и Большой зал был введен в строй последним. Это было акустическое чудо для своего времени. В газете «Московские ведомости» от 12 апреля 1901 года писали: «В акустическом отношении он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. Акустика и в Малом зале консерватории хороша, в Большом зале она, кажется, еще лучше. Помимо самой распланировки и формы зала, на его акустику влияет, главным образом, устройство эстрады и потолка. Раковина эстрады представляет из себя полый деревянный ящик, играющий роль резонирующей деки. Такое же устройство имеет и потолок, сделанный в форме громадного пустого ящика в полтора аршина глубиною. Это в полном смысле резонирующая дека, по своему устройству и форме близко напоминающая нижнюю деку фортепиано. Потолок был сооружен совершенно отдельно от всего здания и уже в готовом виде был поднят и прикреплен блоками, на которых он и держится теперь».

Постройка нового комплекса залов и классов Московской консерватории состоялась благодаря талантам и энергии директора Василия Сафонова — пианиста, дирижера, общественного деятеля. Он создал специальный фонд, куда собирал пожертвования и субсидии на строительство. Император Александр III выделил 400 000 рублей, купец Г. Солодовников — 200 000 рублей, пианист Антон Рубинштейн — 9000 рублей… За труды по сооружению нового здания Московской консерватории Сафонов в апреле 1901 года был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени и удостоен звания почетного члена Императорского русского музыкального общества. Говоря современным языком, Большой зал консерватории был воздвигнут благодаря успешному краудфандингу. В конце XIX века велась интенсивная переписка, наносились деловые визиты, Сергей фон Дервиз пожертвовал грандиозный орган, украшающий ныне Большой зал, промышленники Морозовы — всю меблировку Большого зала и принадлежащих ему помещений, сахарозаводчик Павел Харитоненко — ковры царской лестницы, Северное стекольно-промышленное общество — художественное окно с изображением святой Цецилии.

Орган, приобретенный на средства Сергея фон Дервиза для Большого зала Московской консерватории в 1899 году © Пресс-служба Московской консерватории
Орган, приобретенный на средства Сергея фон Дервиза для Большого зала Московской консерватории в 1899 году © Пресс-служба Московской консерватории

В истории Большого зала консерватории было немало и радостных, и драматических событий. В годы Первой мировой войны в его стенах размещался госпиталь, после Великой Октябрьской революции наряду с концертами в зале демонстрировали кино, и даже одно время (в середине 1920-х) располагался кинотеатр «Колосс».

Тем не менее музыка если и покидала эти стены, то ненадолго, а потом всегда возвращалась. Буквально 10 лет назад, в 2010–2011 годах, в Большом зале наконец провели научную реставрацию и капитальный ремонт. Были укреплены кирпичные своды, которые находились в опасном состоянии, заменены кресла в партере, обновлена система вентиляции и многое другое. Здесь встал важный вопрос о сохранении уникальной акустики. К счастью, кровля у зала оказалась хорошей, из-за чего почти полностью сохранился первоначальный потолок из акустической ели. Можно сказать, что это верхняя резонаторная дека зала. А нижнюю, по сути, обустроили заново: из-под пола Большого зала консерватории вывели все необходимое инженерное оборудование в специально сооруженное подземелье глубиной восемь метров, так что под залом образовалось пустое пространство, резонирующее, подобно корпусу скрипки.

Витраж «Святая Цецилия», воссозданный реставраторами в Московской консерватории в 2011 году © Пресс-служба Московской консерватории
Витраж «Святая Цецилия», воссозданный реставраторами в Московской консерватории в 2011 году © Пресс-служба Московской консерватории

Основой концепции развернутых реставрационных работ стала идея максимально приблизить к первоначальному виду интерьер и антураж. И вот в фойе партера возвращается витраж «Святая Цецилия», который отсутствовал тут 70 лет! Оригинал, расколотый взрывной волной от немецкой бомбы в 1941 году, до 1990-х лежал в подвалах в ящиках, а в перестройку, к несчастью, был кем-то попросту выброшен на свалку. Работы по созданию копии, максимально приближенной к оригиналу, взяла на себя самая известная в России витражная мастерская петербургского художника Вадима Лебедева. Для работы использовали фотографии и прорисовки фрагментов, которые в 1980-е успели сделать специалисты мастерской «Моспроект-2».

Сейчас в Большом зале консерватории проходит 40–50 концертов в месяц, на его сцене выступают как ведущие коллективы России, именитые гастролеры, так и молодые лауреаты международных конкурсов — студенты и аспиранты Московской консерватории.

Справка:

Банк ВТБ выступает за сохранение и развитие культурного наследия, уделяет большое внимание образовательным проектам в рамках программ «Культурная страна» и «Образованная страна». Московская государственная консерватория — это современный международный центр музыкального образования, науки и просветительства. В течение ряда лет ВТБ поддерживает актуальные для Московской консерватории проекты, в том числе стоял у истоков создания телевидения и радио вуза.