Трасса Monza Autodrome была построена к 25-и летию миланского автоклуба ещё в далёком 1922-м году. Строительством в одноимённом парке Монца велось спеуиально созданной по этому случаю компанией под руководством архитектора Альфредо Розелли. Тогда это был классический 4,5 киллометровый овал, имевший профеллированные повороты в 2,5 метра высотой.
Фактические Монца стала лиш третьей в мире трассой построенной специально для автогонок!
Конечно, трасса, да и вообще автогонки в то время не отличались особой безопасностью. Одно из самых страшных аварий случилась в Монце в 1928-м году, когда пилот Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и погубил 28 зрителей. После этого страшного случия трассу немного изминили.
В период войны трасса использовалась не по назначению, а боксы и покрытие трека вовсе пришли в негодность из-за военной техники. Но уже в 1948-м году за рекордные сроки трассу восстановили. А вот в 1955-м строителям прешлось вернуться и полность переделать трек в связи с современными требованиями безопастности. На тот момент появлилось две конфигурации, похожая на современную и та - до военная. Но после ещё нескольких аварий, овальное кольцо полностью запретили к использованию 1964-м.
Изюминкой трассы тогда стал последний поворот с необычным увеличивающимся по ходу движения радиусом - Параболика. Это было красивое но опасное место.
В истории Монце было ещё много перестроек, меняли гравиевые ловушки на асфальтовые и наоборот засыпали зоны вылета, устанавливали металичиские заграждения и т.д. Всего Монца насчитывает 9 конфигураций.
Сегодня Монца - это действительно храм скорости. Квалификационный круг Льюиса Хэмилтона, которым он обеспечил себе поул на Гран При Италии 2020 признан самым быстрым за всю историю Формулы 1 - его средняя скорость составила 264,362 км/ч.
Длина одного круга на трассе Монца составляет 5793 метра, и для того что бы пилотам пройти дистанцию гонки - 306,72 километра им необходимо пройти 53 круга.
Формат уик-энда
В этом году в Монце, так же как и на Сильверстоуне будет организован эксперементальный формат уик-энда. Помимо привычных практик, квалификации и гонки, пройдёт дополнительная гонка - спринт. Работа пилотов и команд будет построена следующим образом:
- Первая сессия свободных заездов пройдёт в пятницу, в привычном формате, в течении 1 часа.
- Квалификация будет проведена так же в привычном формате, но не в субботу, а сразу же после первой тренировки в пятницу вечером. Результаты квалификации будут приминены в построении стартовой решётки на спринт (п.4).
- Вторая сессия свобдных заездов - привычная тренировка в субботу утром длительностью 1 час.
- Спринтерская гонка. Болиды на старте будут расположены по результатом пятничной квалификации, однако победитель этой гонки совсем не победитель, а всего лишь обладатель поул-позиции в главной гонке. Да, спринт нужен для определения стартовых позиций в стандартной воскресное гонки. Спринт будет состоять примерно из 33% дистанции Гран При, то есть примерно 100 км. Очки в этой гонке тоже буду начислены, но только первой тройки финишировавших в соотношении 3-2-1.
- Гонка Гран При Италии 2021. Класиический формат, но позиции на стартовой решётке по результатам спринта.