Глава 8
Вопрос задан
Евгений поджидал жену в сквере рядом с ее институтом. Они договорились встретиться после работы и поговорить спокойно обо всем.
Очередная концепция выяснения отношений с женой рухнула в понедельник вечером, когда Рита явилась в измененном виде, с совершенно не присущим ей поведением. Под обломками старательно отработанной концепции погибла и Женина уверенность в своей правоте. Бездарно потратив целый день, Евгений не смог придумать нового стиля поведения, как ни пытался.
Мужчина сидел на скамейке, уставившись на окурок рядом с урной, не в силах сосредоточиться ни на одной мысли.
“Скажу ей, что люблю другую женщину и попрошу развод. И все. Больше ничего объяснять не буду. Какой смысл?”
— Привет.
Вечернее летнее солнце переливалось радостными лучиками в золотистых волосах красивой женщины. Женя не помнил носила ли жена каблуки, но, видимо, носила, — так естественно и легко она шла на высоких тонких шпильках.
— Извини, я не предупредила тебя, — не получится сегодня поговорить. Взяла путевку на турбазу, уезжаем с Мишей завтра. Побегу собирать вещи. Неожиданно предложили, понимаешь. Вернемся в понедельник, тогда и поговорим.
“Кто это ей предложил, интересно?” — Евгений смотрел в след удаляющейся женщине, с трудом узнавая в ней жену. Аромат незнакомых духов оставил в воздухе легкий шлейф недосказанности.
***
Первый день пребывания на турбазе Рита постаралась заполнить событиями максимально: плавание, байдарки, исследование дальнего оврага в лесу и опять плавание, уже в темноте. Взрослая умная женщина решила, что со своей депрессией она разберется позже, сейчас главное — помочь сыну перестать тосковать по отцу.
— Определить яркость звезд и массу можно, если известно расстояние до звезды от наблюдателя, то есть от нас с тобой. — Рита принесла из номера плед и укутала Мишу. На веранде становилось прохладно.
— Какие ты знаешь методы определения расстояния до космических объектов? Кроме годичного параллакса.
— А когда папа вернется?
Рита проследила взгляд Миши, — он упирался в ствол дуба возле спортивной площадки. Прекрасное звездное небо не привлекло внимание ребенка.
Это был весьма тревожный знак, особенно если учесть, что кроме астрофизики мальчика мало, что интересовало.
Вопрос задан, надо отвечать.
— Понимаешь, у папы сейчас непростой период. Такое бывает с мужчинами в его возрасте.
Рита догадывалась, что разговора с сыном не избежать и готовилась к нему, но сейчас, от прямого вопроса вдруг растерялась.
“Непростой период”, “Такое бывает”... Самой тошно от ничего не значащих фраз, а каково ребенку слушать всю эту галиматью. Особенно от мамы, которой он привык доверять.
— Я спать пойду. — Миша ушел, оставив маму наедине с равнодушными звездами и непростым периодом.
***
— Сегодня у нас с тобой по программе лошади. Конная прогулка с инструктором займет примерно час, а потом пойдем купаться. Миш, у тебя ничего не болит?— Рита потрогала лоб сына.
Ребенок и правда, выглядел нездоровым.
— Поехали домой, мам. Вдруг там папа приехал и ждет нас.
Рите так сильно захотелось, чтобы Женя ждал их дома, что она почти поверила: так оно и есть.
— Поехали.
***
Евгений был дома.
— Папа! — Миша радостно кинулся к отцу, споткнувшись о коврик. Женя подхватил падающего сына.
— Я за вещами. — Большая спортивная сумка стояла у ног.
— Папочка, пожалуйста, останься. Я тебя очень прошу! — Ребенок обхватил отца, уткнувшись лицом в пахнущую папой рубашку. — Не уходи! Я все для тебя сделаю! Я буду хорошим, я… — Миша заплакал, не сдержавшись.
Женя пошевелился, пытаясь без резких движений высвободиться из объятий сына.
Рита, придя в себя, попробовала разжать пальцы ребенка, вцепившиеся в отца.
— Миша, отпусти его. Пусть идет.
— Не-ет! Не уходи! — Истерика нарастала. Прерывистые всхлипы участились. Мальчик начал задыхаться.
— Михаил, ты уже взрослый парень… Миша! Рита, он падает! — Женя не успел подхватить оседающего сына и тот упал, неожиданно громко ударившись об пол.
— Миша! Господи! Мишенька, сыночек, открой глаза! — Рита склонилась над сыном, не зная, что делать. — Звони в скорую! Женя! Что ты стоишь!
— Это обычный обморок. Сейчас пройдет. Водичкой надо брызнуть. — Отец уже бежал с кухни, расплескивая воду. Руки тряслись.
— Он не дышит! Господи! Звони быстрее!
***
— Нервно-рефлекторный обморок. Если исключить чрезмерную физическую нагрузку, то причиной может быть сильный стресс или длительное тревожное состояние ребенка.
Доктор поверх очков оглядел испуганных родителей.
Рита спохватилась первая:
— Какие будут рекомендации? Вы выпишите что-нибудь?
— Какие тут могут быть рекомендации… Получите консультацию эндокринолога и невролога, чтобы не думалось, но самое главное — исключить причину стресса и тревоги.
Миша лежал, натянув одеяло до подбородка и думал о большой спортивной сумке, стоящей в прихожей. Папа успел собрать вещи. Что теперь с ними будет?
Мама вышла проводить доктора, отец остался рядом с Мишей. В неловком молчании Женя вдруг осознал, что не знает, о чем поговорить с сыном.
— Пап, хочешь, я расскажу тебе почему в галактике вокруг квазара не могут образоваться звезды? — Ребенок почувствовал отца раньше, чем тот оценил ситуацию.
— Расскажи. — Женя расслабился, хоть и ничего не понял ни про квазары, ни про галактику.
Рита прислушалась, тихонько подойдя к двери в Мишину комнату и так же тихонько отошла от нее.
Большая спортивная сумка осталась стоять в прихожей. Папины вещи из квартиры не вышли, но и в шкаф не вернулись.