Главный момент - ценность - "я".
Это не эгоизм, не бездуховность. Ближе к таким понятиям как "самоидентичность", «самоактуализация» по Маслоу (реализовать себя в этой жизни).
В рамках православной традиции, это как "внимать себе", о которой говорит, например, преп. Исаак Сирин. Об этой теме, было немало недавних статей на этом канале в теме: самопознания в духовной жизни.
Современный человек не воспринимает себя как ресурс чьих-то целей, как марионетку политических, социальных или духовных сил. Ценность приобретает жизнь, приобретает я. Приобретает то, какие он сам ставит цели, и как они связаны с тем, что дано от Бога конкретному человеку.
Современный человек хочет прожить, данную ему жизнь наилучшим образом, сделав в ней то, что может именно он. Бог воспринимается как Тот, Кто поможет в этом. Если Им все дано: жизнь, таланты, благодать, то пусть покажет путь, покажет возможности. Это путь призвания, путь профессии, путь жизни.
Истинного Бога человек воспринимает как Того, Кто помогает, Кто проявляет Себя в действиях. Факт реальной помощи укрепляет веру человека Богу, как доверие Ему. Бог сказал - один момент. Бог открыл - другой. Современному человеку важно второе: действие, реальность.
Слова услышаны уже.
Важный фокус внимания в системе отношений человека и Бога перенесен на самого человека (применительно к конкретному человеку - "я"). Этот подход именуется антропоцентричным.
Современному человеку важно не просто узреть Бога сердцем.
Если человек не знает, что он хочет под Небесами Божьими, не видит ни цели, ни смысла своих дел в жизни, то созерцание Бога не добавляет ему ценности.
Простой христианский кейс – тест: представь, что ты сидишь (или стоишь) в Иерусалиме, а рядом с тобой проходит Живой Христос в окружении учеников и толпы народа. У тебя есть возможность подойти к Нему и что-то попросить для жизни. Что-то одно. Самое важное. Больше не дадут – таких как ты – целая толпа. С чем подойдешь?
Это и определяет то важное, что волнует именно тебя. И именно с этим и надо идти к Богу. Это искренне по отношению к себе и Богу.
4 тенденции духовной жизни:
- Первая: открытие и проявление истинного я.
Вопрос - Какой и Кто Бог – не ставится во главу угла. Про Бога люди открыли достаточно. Такой вопрос - вопрос богослова, а не верующего.
Верующий - тот, кто чувствует Бога, как ребенок чувствует мать. Он прижимается к ней, а не философствует о том, кто такая мать. И он "внимает себе" и доверяет себе.
Вот какой современный вопрос важен: не Какой Бог, а какой я. Не Кто Истинный Бог, а кто истинный я.
- Вторая тенденция: гармоничное совмещение духовной и материальной жизни.
Жить в нищете также плохо, как жить в неправедном богатстве. Но отрешиться от материального мира, живя в нем – невозможно.
Множество людей, в истории прошлых веков, убегали от материального мира, презирали его, ничем не обладали в нем, но не обретали духовных добродетелей.
Отказ и подавление материального - не рождает духовное.
Важно и то, и другое. Но если будет духовное (и умное), то материальное приложится в нужной мере.
Вопросы в духовной жизни другие
На вопрос: кто хочет стать святым? - люди не дают ответ.
Вопрос: кто хочет реализоваться в своей этой жизни, прожить ее счастливо? Большинство людей отвечает положительно.
Раз это искренне волнует, то именно с этим и стоит обращаться к Богу. Сердце подсказывает лучше всего.
- Третья тенденция: ненасилие в современной духовной жизни.
Есть страдания, которые нельзя обойти, их надо пройти. Они даны во благо. Но их немного. Они не надуманы, а реальны. И в них всегда Бог рядом.
Лишние бессмысленные страдания - не нужны. В них нет ценности.
Бессмысленная духовная травматология никому не нужна: ни Богу, ни человеку.
- Четвертая тенденция. Презумпция невиновности человека и свободы его духовного выбора.
Правильно ли сказать так: если человек не обретает чего-то – значит на то Воля Божья? И если что-то не получается, не идет, то всегда виноват человек?
То есть у человека всегда презумпция виновности, а у Бога всегда презумпция невиновности.
Такой подход, как показывает общечеловеческая история, ведет либо к пассивности человека (перевел «стрелки» на Бога и ничего не надо), либо к агрессивности (когда человек, действуя, не обретает то, что ему жизненно важно, и начинает винить себя. И это вызывает стресс, самонасилие и самозагнанность).
Другой момент важный:
Современные люди ищут не утешений, а решений от Бога.
Опыт истории человечества показывает, что путь утешения не создает ценности.
Если Бог стал только Утешителем, то может человек опустился в духовной жизни и не ищет ничего, кроме утешения? Раньше Бог был для него Целителем, Вдохновителем, а сейчас стал только анастезиологом? Или Жилеткой, в Которую поплакаться?
Такое отношение к человеку зависит не от Бога, а от самого человека. Значит человек перестал задавать Богу крупные, волнующие его вопросы. Бог подает человеку то, что тот просит.
Если просьбы обмельчали - виноват не Бог, а тот, кто обмельчал. Может быть, как замечает митр. Антоний Сурожский, человек перестал верить в себя. Как же он может верить Богу, если прежде себя не видит и себе не верит?
Никогда не поздно подумать о важном, не навязанном извне "авторитетами", а идущими от души. И именно с этим обратиться к Богу. . И обрести Его реальную помощь. А через обретение укрепиться в вере.
Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.