Найти тему

Александр I в Риге

с 10 по 12 сентября 1819 года в Риге гостил российский император Александр I. Помимо прочего, он был поражен ужасными условиями, в которых содержались местные душевнобольные и повелел основать рижскую психиатрическую больницу.

А теперь подробнее.

Старейшее в Прибалтике психиатрическое лечебное учреждение, известное как Твайка-2, до 1944 года называлось более поэтично — Александровская высота. Название заведение получило по месту, на котором было расположено, а место так было прозвано в память об Александре Меншикове.

Во время Северной войны во время осады Риги русскими войсками светлейший князь имел указ царя принять меры к полному перерыву сообщений города с морем. После совещания с руководителем осады Б.П. Шереметьевым решено было между Ригой и Дюнамюнде устроить свайный мост через Даугаву, по концам которого возвести окопы, разместив в них пушки. Рядом на правом берегу начали возводить мощное укрепление, в котором Меньшиков расположил свою штаб-квартиру. Работы по постройке завершили 30 марта, и после троекратного салюта из пушек укреплению, в честь князя, было дано имя Александр-шанец.

После взятия города необходимость в укреплении отпала, и, по распоряжению царя, большого любителя парков, здесь был устроен общественный сад.

Кардинально парк изменился после приезда в Ригу императора Александра I в -1819 году.

Гостивший с 10 по 12 сентября Александр, осматривая рижскую цитадель, был поражен теми казематами, в которых помещались душевнобольные. Больные находились в условиях худших, нежели заключенные в тюрьмах: тесные и сырые комнаты практически без света. В стенах - кольца, к которым при необходимости приковывали буйных больных. Атмосфера, настраивающая так, что и у здорового человека после недели-другой пребывания в этих стенах ум мог завернуться за разум.

Александр I, прославившийся как большой гуманист (что, впрочем, не помешало ему стереть в порошок офицеров, чьи подразделения во время парада на эспланаде вызывали неудовольство императора), не мог пройти мимо такого безобразия и нецивилизованности. После бесед с генерал-губернатором Риги маркизом Паулуччи, имя которого до революции носила нынешняя улица Меркеля, было решено основать психиатрическую больницу. Для ее постройки Александр подарил сад рижской Коллегии призрения.

По проекту губернского архитектора Христофора Фридриха Брейткрейца 10 мая 1820 года было положено основание богоугодному заведению. В 1824 году оно было открыто и получило название Александровской Высоты. Ко дню открытия заведение имело 221 место, из которых 52 использовались для психических больных, а остальные — для инвалидов, бродяг, арестантов и проституток.

Правила, регламентирующие внутреннюю жизнь Александровской Высоты, были довольно жесткими: горячей пищей кормили только раз в день, а на завтрак и ужин давали два фунта (ок. 800 г.) хлеба на человека; в качестве дисциплинарного наказания предусматривалось заключение в карцер и даже физическое воздействие. В течение всего XIX века регламент заведения практически не менялся. На первых порах Александровская Высота была скорее изолятором, чем больницей. Первые двадцать лет при ней не было даже специального врача; при необходимости его приглашали из города. При всем при этом заведение не могло удовлетворить спроса города, так много было кандидатов еще в те далекие и по сравнению с нашими - спокойнейшие, тишайшие времена.

Вид на Ригу с левого берега Даугавы в XIX веке
Вид на Ригу с левого берега Даугавы в XIX веке

Реформирование заведения началось в конце XIX века, и перед Первой мировой войной Александровская Высота отвечала основным нормам, предъявляемым к такого рода заведениям. Правда, проституток с венерическими заболеваниями продолжали держать там еще и в 20-е годы XX века. Едва ли этим подчеркивали, что профессионалки должны быть умнее, а если ума нет, так и место им не в публичном доме, а соответственно... Скорее всего, дело просто в традиции. В 1924 году было, наконец, создано два отделения — психических болезней (240 мест) и венерических болезней (120 мест), и только в 1945 году последнее окончательно отделилось.