Одним осенним днем у нас появилась третья собака-Джесс, на тот момент ей было приблизительно полгода. Мы не понимали, почему она так долго не может привыкнуть к кличке, и предположили, что в этой жизни никто никогда ее не звал по имени. Поражались ее спокойному отношению к громким звукам, редкому лаю и спала она таким крепким сном, что чтобы разбудить, приходилось подходить вплотную. Однажды, в канун новогоднего праздника, я играла с собаками в поиск лакомства на снегу. Соседский мальчик стал пускать петарды у себя за забором. Линда вздрогнула, Соля подняла голову, а Джесс- ноль внимания. Проверили подзывами- не слышит она нас. Реагирует на Линдин лай, но только если видит ее, иначе вращает головой в поиске, откуда идет звук, чувствует приближение машин, наверное, по вибрации, и все. Хлопки в ладоши, свисток тоже остались без реакции. Четыре месяца она была для нас, наравне с двумя другими собаками, знала команды «Сидеть», «Лежать», «Место», учили команду «Ко мне»-я присаживалась, звала руками или убегала, а когда она догоняла- хвалила и давала лакомство. Все остальное она разучила, наблюдая за собаками, предлагая варианты поведения (сидеть, дай лапу, лежать) и получая мое одобрение, жест я использовала только для команды «Место». Я стала наблюдать- она всегда смотрит на меня, читает по лицу одобрение или порицание. Не задумываясь, я стала использовать жесты такие, какие сочла подходящими. Например, «Можно!»- широко развожу руками, «Ко мне»- две руки ладонями вверх и сгибание пальцев, «Нельзя»- машу головой слева направо и пальцем (как ребенку)- все понимает. Мне кажется, что, Соля и Линда тоже понимают ее особенность. Например, были случаи, когда Джесс пробегала мимо калитки в сторону дома, откуда ее забрали, а Соля (бернский зенненхунд), бежала за ней и всегда возвращала ее домой. По знакомым местам прогулок мы водим ее только на поводке, в поле иногда отпускаю побежать за птичкой, и она всегда возвращается в мои широко расставленные руки, я хвалю и продолжаем прогулку. Выбегивается она на участке, играя с собаками, да и занятия я провожу таким образом, чтобы им пришлось подвигаться.
Занятия с глухой (слабослышащей) собакой. Лучше всего занятие с такой собакой проводить методом отбора поведения и использовать лакомство. Выберете сигнал (жест), который выбудете использовать для поощрения. Это всегда должна быть улыбка на лице плюс сигнал, например, у меня- кивок головой. Для окончания упражнения я использую хлопки в ладоши.
Учим собаку команде «Сидеть».
Шаг 1. Встаньте напротив собаки и дождитесь, пока она не сядет перед вами. Как только села- покажите ей сигнал поощрения и сразу выдайте лакомство. Продолжайте давать лакомство, пока собака остается сидеть и прекратите, когда встанет. Вы можете сами остановить этот процесс, например, похлопав в ладоши и предложить игру.
Шаг 2. Повторите упражнение и добавьте сигнал рукой, который в дальнейшем будете использовать для подачи команды «Сидеть!». Проводите в день много коротких сеансов и искренне радуйтесь результату.
Шаг 3. Встаньте перед собакой и покажите сигнал рукой, обязательно дождитесь выполнения команды. Хвалите! Это упражнения лучше делать в небольшом знакомом пространстве, чтобы шанс на невыполнение был минимальным. Хлопайте в ладоши и играйте. Игра служит не только развлечением, но и переносом ценности: собака полюбит сидеть, потому что за это получает желаемое.
Обучаем месту. Коврик, матрасик, лежанка- все может быть местом. Встаньте рядом с будущим местом и собакой. Как только она встала на него лапой, хоть одной- дайте лакомство, один за другим, 2-3 кусочка на
будущем месте. Подождите немного, собака отойдет, возможно походит около рук, в поиске вкусненького, но опять попробует подойти к месту, где дали лакомство и опять его получит. Повторите это упражнение несколько раз в день. Заканчивая, отпускайте собаку похлопав в ладоши. Добавьте сигнал рукой (например, указательный) и проведите еще несколько сеансов, совмещая подачу лакомства и сигнала. На третьем этапе используйте сначала сигнал, а потом давайте лакомство. Будьте терпеливы, упражнение должно быть выполнено. Четвертый этап: создаем отвлечения. Например, сесть и полистать книгу, попросить кого- то пройтись мимо, попробовать отойти на пол шага, потом на шаг, подкрепляя оставаться ее на месте лакомством и сигналом одобрения. Не забывайте отпускать собаку, не заставляйте находится на месте сразу надолго. Место может понравиться вашей собаке, и она спокойно будет там находиться и спать, а может, если собака будет нетерпеливой, как наша Джесс, обучение займет время.
За исключением прогулок на поводке, Джесс ничем не отличается от других собак. Она более зациклена на мне, легко поддается обучению с помощью лакомства и наличие двух других собак очень помогает ей вести полноценную жизнь. Наши занятия с Джесс вы сможете посмотреть на моем канале ютуб.