33,7K подписчиков

Почему отличный советский истребитель МиГ-21СМТ лётчики прозвали «Чебурашкой»

25K прочитали

Давайте сегодня ненадолго вернёмся на Аллею Славы в небольшом городке Бор, расположившимся на противоположном берегу от Нижнего Новгорода.

Недавно я рассказал вам про Т62 — первый в мире танк с гладкоствольной пушкой, который я также сфотографировал в этом парке в центре города.

Недалеко от танка стоит советский истребитель МиГ-21 СМТ.

Сегодня будет внимание именно к этим трём буквам в индексе, потому что историю самолётов МиГ-21 я вам уже рассказывал в статье про МиГ-21бис.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но давайте для начала несколько слов про то, что же такое МиГ-21. Просто, чтобы все про него вспомнили.

МиГ-21 — это советский лёгкий сверхзвуковой истребитель третьего поколения, разработанный еще в 1950-х годах.

Он считается самым распространённым сверхзвуковым самолётом в мире, а также самым массовым истребителем третьего поколения.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Истребитель построен по среднепланной схеме с треугольным крылом и цельноповоротным управляемым стреловидным стабилизатором, а фюзеляж имел сигарообразную форму.

Если МиГ-21бис относился к истребителям третьего поколения, то МиГ-21СМТ считался самолётом второго поколения.

Постепенная модернизация

А всё началось в 1965 году с истребителя МиГ-21С. Он получил новую бортовую Радиолокационную станцию РП-22, получившую название «Сапфир-21» или сокращённо С-21.

Отсюда, кстати, и появилась буква «С» в индексе самолёта.

«Сапфир-21» позволил применить новые ракеты Р-3Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Дальнейшим развитием МиГ-21С стал появившийся в 1968 году МиГ-21СМ.

Он отличался новым более мощным двигателем Р-13-300, встроенной в фюзеляж пушку ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов и новый подвесной топливный бак на 800 литров.

МиГ-21СМТ

И вот таким образом мы плавно переходим к истребителю МиГ-21СМТ, который вы наблюдаете на фотографиях.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Миг-21СМТ появился в 1971 году и стал модификацией МиГ-21СМ с увеличенным запасом топлива.

Визуально его легко узнать по небольшой горбинке на фюзеляже за кабиной пилота. Из-за него лётчики прозвали самолёт «Чебурашкой».

Этот накладной топливный бак позволил увеличить запас топлива с 2650 до 3250 литров.

Объём накладного топливного бака на ранних модификациях МиГ-21СМТ составлял 900 литров. Он был разделён на два отсека: передний вместимостью 650 л и задний вместимостью 250 л.

Задний вырабатывался одновременно с крыльевыми баками-отсеками.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Однако из-за увеличившегося запаса топлива пострадала управляемость истребителя.

Это было важно для ведения воздушного боя, но часто именно запас топлива был той величиной, которая ограничивала радиус применения истребителя.

Вот тут один из лётчиков вспоминает интересную историю, связанную с МиГ-21СМТ. Статья небольшая, но очень любопытная, советую прочитать.

И всё же было решено уменьшить количество топлива, поэтому самолёты МиГ-21СМТ начиная с серийного номера 50-ММ07 комплектовались накладным баком вместимостью 530 литров против 900 литров.

В итоге суммарная вместимость топливных баков самолёта сократилась до 2880 литров — ровно столько же было у МиГ-21бис (истребителя третьего поколения), о котором мы уже говорили.

Для компенсации возросшего веса (особенно у ранних моделей) самолёт оснастили более мощным реактивным двигателем Р-13Ф-300 с чрезвычайным режимом.

Он позволил в полете у земли со скоростью звука увеличить тягу на 1900 кгс по сравнению с первым форсажным режимом двигателя Р13-300 предыдущих модификаций истребителя.

Вооружение состояло из одной встроенной пушки ГШ-23Л, ракет класса «воздух-воздух» К-13 или Р-60 и Р-60М для ведения ближнего боя и/или блоков НУРС УБ-16 и УБ-32, неуправляемых ракет класса «воздух-земля» С-24, а также бомб.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

МиГ-21СМТ выпускался в 1971—1973 годах на Горьковском авиазаводе. К сожалению, он не оправдал ожидания военных, так как оказался слишком тяжёлым и плохо управляемым.

Всего успели выпустить лишь 281 штуку. В ВВС СССР они использовались не только в качестве истребителей, но и как носители тактического ядерного оружия.

Кроме этого на Московском заводе «Знамя Труда» в 1971 году было построено 15 экземпляров экспортной модификации МиГ-21МТ.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Что касается конкретно этого самолёта, выставленного в Алее Славы в городе Бор, то на описательной табличке есть некоторая информация.

Этот МиГ-21СМТ имел заводской номер 50030519 и бортовой номер 07. Его изготовили 20 июля 1972 года, а свой последний полёт он совершил 12 апреля 2000 года.

За свою лётную жизнь самолёт налетал 2596 часов и совершил 3077 посадок. Довольно внушительное число, правда?

А вот так он выглядел, когда проходил службу в аэропорту Кущевская Краснодарского края.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов