Найти тему

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ ВОДОЧНОГО БИЗНЕСА ОТ ДЕНИСА ПУЗЫРЕВА

Когда я впервые увидел книгу Дениса Пузырева «Новейшая история России в 14 бутылках водки», то сразу возникло недоумение. Ну что можно написать на эту тему? В 1990-е годы рынок был завален паленкой, а в 2000-е государство выпустило акцизы и монополизировало этот доходный бизнес. Потом в оглавлении увидел название примерно 10 до боли знакомых водочных марок и на языке как-то сразу всплыл вкус. Какие-то сорта давно забыты, какие-то были употреблены относительно недавно. Потому книгу я все-таки решил прочитать и не пожалел об этом.

Пожалуй, самым большим открытием из нее для меня было то, что в 90-е водочный бизнес был гораздо выгоднее нефтяного. Именно он давал такие «символы успеха», как деньги, связи, власть, престиж. Рустам Тарико, к примеру, с легкостью попал в список Forbes. И практически каждый герой «14 бутылок» имел реальные шансы в этом списке оказаться. Как у некогда известных Довганя и Брынцалова, так и у тех «воротил», имена которых читатель узнает впервые.

Но водочный бизнес – это, как любой бизнес, в первую очередь жесткая конкурентная борьба. Тем более в России. Особенно в «лихие девяностые». Об этом то как раз и книга Пузырева, которая вполне могла быть сухим сборником цифр и фактов, но стала по настоящему детективным романом. Действительно, в истории водочного бизнеса все оказалось настолько переплетено, что можно только поражаться. Персонажи, связанные с разными брендами и производствами, казалось бы исчезающие со сцены в одной главе могут неожиданно появиться в другой и со всем иным качеством. Потерпев поражение, многие из них смогли добиться сокрушительного реванша и наоборот.

К примеру, такой персонаж как Игорь Чуян походя упоминается еще в первой главе, вскользь проскакивает во всех остальных, но только в последней его роль в торговле любимым русским напитком раскрывается в полной мере. При этом его значению можно только поразиться. А это лишь один из героев книги. А их значительно больше. Среди персонажей оказались замешаны Иосиф Кобзон, Никита Михалков, Леди ГаГа, видные российские олигархи и, конечно же, тот, кто носил чемоданы за Собчаком (водке с его именем, естественно, уделена глава в книге).

Другой важный аспект, это то как тесно оказались переплетено в России употребление алкоголя и спорт. Игры доброй воли, теннис, футбол, бокс и, обязательно, дзюдо. С удивлением узнаешь, что эти спортивные направления в России становились популярными и массовыми во многом благодаря тому, что были тесно завязаны с водочной торговлей.

Другой интересный момент, описанный в книге – это участие в международном рынке. Приключения за рубежом брендов «Столичная», «Кремлевская» и «Cmirnoff» - это сама по себе отдельная история. Но ведь зарубежных потребителей смогли покорить и «Nemiroff», и «Русский стандарт». А уж про вклад поляков и итальянцев в развитие водочного бизнеса в России – это отдельная захватывающая тема.

Вообще водочный бизнес в России развивался по трем направлениям:

- Борьба за производство. Как сделать производство продукта максимально дешевым. В книге приведены настолько простые схемы, которые смогли обеспечить тем, кто сумел их реализовать прибыль в 1000%.

- Борьба за бренды. Рекламные кампании некоторых сортов были настолько гениальны, что по ним можно написать отдельные учебники по маркетингу.

- Борьба за выживание. Пожалуй, это самый захватывающий аспект в книге. Жесткие криминальные разборки первой половины 90-х легко сменились на «отжатие» бизнеса между бывшими партнерами. А в 2002-2003 гг. в России так изменилось законодательство в отрасли, что многим участникам пришлось очень не легко.

Конечно, есть вещи про которые автор не сказал. Многие люди из тех, чьи воспоминания легли в основу этой книги до сих пор в той или иной степени задействованы в алкогольном бизнесе и потому поделились воспоминания только на условиях анонимности. Их можно понять: в водочном бизнесе всегда вертелись не только деньги, но и те факторы, что определяли престижность. Потому за него всегда будет жесткая борьба. Хотя Денис Пузырев и говорит в заключении о том, что в этом бизнесе стало скучно. Может быть! Но очевидна, что эта история еще далека от своего завершения и, как не крути, еще будет много того, про что можно будет рассказать.

Помимо водки, у населения есть еще один любимый напиток - пиво. Его история не менее захватывающая и увлекательная. В этом можно убедиться прочитав рецензиу на комикс «ИСТОРИЯ ПИВА В КОМИКСАХ».
А для желающих отказаться от употребления любого алкоголя советую ознакомиться с книгой Владимира Рекшана «Алкоголизм звучит гордо».