Старо-татарская слобода тысячелетней Казани- это национальная душа города и естественный историко-архитектурный заповедник. На площади 88 гектаров расположено до 97 памятников республиканского и федерального значения, в том числе 12 мечетей построенных в период 18-20 веков. Также это мануфактуры, медресе, купеческие усадьбы, торговые ряды.
Казань конца 16 века была разделена на две половины: русскую-православную и татарскую-мусульманскую. Водоразделом в буквальном смысле стала двухкилометровая притока реки Казанки, которую называли Булак - "рукав" в переводе с татарского. Иван Грозный тогда разрешил татарам-мусульманам, признавшим факт присоединения столицы казанского ханства к московскому царству, селиться на правой стороне Булака.
Притока Булак соединяла впадавшую в Волгу местную реку Казанку с внутренними озерами Кабан, Средний Кабан и Верхний Кабан. Поэтому Булак всегда был важной транспортной артерией города и естественной канализацией для сброса отходов. Татары в Забулачье могли исповедывать ислам, заниматься торговлей и любимым ремеслом, кроме оружейного. Особую касту составляли служилые татары - татарские мурзы Апанаевы, Юсуповы, Яушевы. Именно их усилиями и средствами забулачная Казань быстро превратилась в успешную торгово-экономическую зону не только Казани, но и всей России.
Центром Забулачья стал местный рынок - Пешэн базары - Сенной базар. Уже в 17 веке его площадь достигла 15 гектаров и рынок превратился в деловой, торговый и общественно-культурный центр всего Поволжья и даже восточной Европы. Здесь продавали и покупали все: лошадей, строительные материалы, сено, казанское мыло, одежду, кожаную обувь - сафьяновые ичиги, персидские ковры, индийские пряности, китайский чай и фарфор, украшения, продукты питания, восточные сладости, а также книги из арабских стран. Продавцы размещали товары в свыше чем 200-ах лавках-магазинах. В середине XIX века они объединялись в многоэтажные каменные строения по типу универмага. Например, в двухэтажном кирпичном торговом доме Зиганши Усманова, построенном в духе европейского классицизма, размещалось около 45 магазинов и даже небольшая мыловаренная мануфактура.
Здесь же в центре торгово-делового квартала на перекрестке улиц Сенная (Парижской Коммуны) и Московская в двухэтажном доме купцов Юсуповых с 1815 г. разместилась Татарская Ратуша - выборный орган самоуправления татарской слободы. История этого властного органа началась с 1781 года. Ее руководители осуществляли контроль за исполнением торговых договоров, организовывали судебные тяжбы. При необходимости могли наказать виновных через контакты с российскими властями. Однако многие решения в Забулачье принимались по законам Шариата исламскими деятелями. Именно поэтому, напротив Ратуши в 1849 году была построена соборная мечеть "Сенная" на средства казанских мурз. Ее округленный остроконечный минарет напоминает внешним видом древние минареты разрушенных мечетей в г.Булгары.
Вокруг этой мечети и Ратуши были построены типографии, издававшие татарские газеты и книги, гостиницы - доходные дома, в которых селились как гости Казани, торговцы так и татарские писатели, поэты. Напротив Сенной мечети через улицу в гостинице "Болгар" 6 лет с 1886 по 1913 годы проживал и работал великий татарский поэт Габдулла Тукай - душа татарского народа. В татарской слободе в доме Шамиля открыт литературный музей Г.Тукая.
Это здание, построенное татарским купцом-миллионером Ибрагимом Апаковым в стиле средневековой европейской архитектуры напоминает сказочный дом. Он стал свадебным подарком для его дочери Апаковой Бибимарьямбану по случаю ее выхода замуж за генерала Мухаммед-Шафи, происходящего из знатного дагестанского рода Шамиля. Расположенный здесь музей Тукая конечно же обязателен для посещения.
Завершить экскурсию по слободе лучше вернувшись на пешеходную улицу, названную в честь татарского энциклопедиста-просветителя Каюма Насыри. Затем пройти к набережной озера Кабан, где по легенде казанский крылатый змей прячет сокровища времен золотой орды. С набережной Кабана открывается вид на татарский театр Галиаскара Камала. По пути обязательны к посещению мечети Апанаевская и Шигабутдина Марджани. Рядом расположен дом-музей татарского философа, богослова и имама-хатыба (настоятеля) первой соборной мечети, построенной в 1770 году после личного разрешения императрицы Екатерина Второй.
Время, проведенное в мечети или даже во дворе обязательно подарит вам новые знания и даже личные откровения. Мечеть не закрывалась даже в советскую атеистическую эпоху. Помню как мой дед еще в семидесятые-восьмидесятые каждую пятницу отправлялся туда для совершения пятничного намаза.
В старо-татарской слободе открыто множество национальных ресторанов и кафе, сувенирных магазинов. В шаговой доступности центральный вещевой и продуктовый рынок. Дух торговли живет в этом квартале по сей день.
#путешествия #казань #старо-татарская слобода
-