Найти тему
Муки Зву

«Zoolook»: Фантастические музыкальные твари мистера Jean Michel Jarre и где они обитают. Vol.14 из серии «100 альбомов...»

Оглавление

Мог ли знать великий мэтр французской электронной музыки Жан-Мишель Жарр, что его пластинки будут изданы (неофициально) в стране победившего картофеля и последнего оплота социализма еще до начала правления всемогущего, а ныне одиозного батьки Лукашенко. Из всех бывших республик СССР только в Белоруссии предприимчивые деятели звукозаписи смогли организовать производство виниловых пластинок Jean Michel Jarre и не только.

Jean Michel Jarre «Zoolook» 1984 -- выпуск № 15 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение».
Jean Michel Jarre «Zoolook» 1984 -- выпуск № 15 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение».

Фантастика в СССР: от книг к фильмам и музыке

Фантастика в моей школьной жизни занимала больше половины всего свободного времени – я запоем читал все максимально доступные книги из 3-х библиотек, где был записан. Хорошие библиотекари для своих «любимчиков» всегда держали в столе малодоступные для всех книжки. Таким образом я прочитал Стругацких, Лема, Брэдбери и еще многих писателей-фантастов.

Популярные советские журналы постоянно печатали иностранных и отечественных авторов, «Техника молодежи», «Вокруг света», «Уральский следопыт», «Искатель» и др. Помню, какое сильное впечатление на меня произвела «Неукротимая планета» Гарри Гаррисона, напечатанная в «Вокруг света» в сокращенном варианте. Или тот же журнальный вариант повести «Туман» Стивена Кинга. Я все думал, как бы это выглядело на большом экране кинотеатра (в 2007 г. увидел «Мглу» Фрэнка Дарабонта и расстроился из-за концовки).

В то время, конце 70-х - начале 80-х на экранах большой страны шли кассовые зарубежные и наши совместные ленты, которые сейчас смотрятся наивно, но тогда это было что-то! «Вожди Атлантиды», «Козерог-1», «Легенда о динозавре», «Ангар 18», «Тайна острова чудовищ», «Золотое путешествие Синдбада», «Заклятие долины змей», «Дознание пилота Пиркса» и др. Воображение советского мальчишки переполняли эмоции, красочные картины с невообразимыми чудовищами, соблазнительными красотками и мужественными героями бередили сознание и требовали соответствующего масштабу звукового ряда.

«Zoolook» -- выдающийся шедевр электронной музыки

А такие мелодии, которые явно выдавали в себе «ненашенское» происхождение, можно было услышать только в заставках различных телепередач на советском ТВ. Или в советских фильмах про заграницу, снятые в Прибалтике или Крыму. Поэтому, когда я впервые услышал после армии в 1988 г. альбом великого француза «Zoolook», сказать что я был потрясен, это не сказать ничего. Я прочувствовал удивительное музыкальное полотно, сотканное из миллиона пестрых нитей, каждая из которых живет своей отдельной жизнью и пронизывает слух и сознание. Это было такое звуковое пиршество, где фантазия слушателя могла сама себе рисовать любые диковинные картины.

Приятель мне записал на черную кассету Denon-90 на одну сторону «Jean Michel Jarre-84». Когда я дома прослушал ее через колонки, то почти сразу переслушал в наушниках. Потом всю неделю я слушал только в наушниках и всем приходившим в гости ставил именно ее.

Невероятный альбом французского мэтра электронной музыки «Zoolook», на мой взгляд, самая прогрессивная пластинка, где использованы самые передовые, на тот момент, технологии звукоизвлечения. Благодаря комбинированному использованию «живых» инструментов и голосов создан таинственный коктейль звуков, языков, мелодий. Великолепная идейная космонасыщенность дает возможность считать «Zoolook» уфологическим альбомом по своей сути. Это такие волшебные синтезаторы с человеческой душой, где нет места холодной и бесчувственной музыке.

Идеально бы, подошел как саундтрек мультфильма «Тайна третьей планеты», хотя там шикарная музыка Александра Зацепина и так на своем месте. Идея космической саги отлично подходит для реализации кинопроекта с использованием музыки Жана-Мишеля Жарра. Нужен был в свое время такой «Аватар», чтобы получить еще и визуальное наслаждение для меломана.

Альбом «Zoolook» поднял творческую планку Жана-Мишеля Жарра, да и синтезаторной электронной музыки в целом, произвел революцию в популярной музыке. Звуковые эксперименты, то с чего начинал французский музыкант в студенческой «Группе Музыкальных Исследований», получили свою долгую и массовую жизнь.

Белорусский след в истории Жана-Мишеля Жарра

Все мои приятели и знакомые, кто никогда не слушал ничего сложнее «Бэд Бойз Блю» и «Модерн Токинг», признавали за пластинкой француза, что лучше на тот момент, они ничего не знали. Поэтому некоторые вещи Жана-Мишеля частенько попадались на различных самопальных сборниках для продвинутых товарищей (мы их еще называли «тантрические медитации» на дружеских встречах).

Конечно, я хотел ее заполучить на собственной пластинке, но тогда это не сложилось. «Мелодия» не выпускала ничего, кроме «Зодиака» и «Спэйса». Поэтому я собрал всю дискографию Жана-Мишеля Жарра на компакт-дисках (оригинальные пластинки мне были не по карману). И вот только не так давно я узнал о белорусских виниловых пластинках 90-х годов.

Когда на профильных сайтах стал разыскивать виниловые пластинки Жана-Мишеля Жарра, то узнал, что в 1993-1994 гг. в Белоруссии в г. Витебске была организована студия грамзаписи «Beloton». Там были тиражированы на арендованных мощностях Рижской студии грамзаписи сразу 5 альбомов мэтра: «Equinoxe», «In Concert Houston\Lyon», «Musik Aus Zeit Und Raum», «Oxygene» и «Rendez-Vous». Полиграфия печаталась на месте, а вот сами пластинки штамповались в Латвии по кооперации.

Тогда многие филиалы «Мелодии» в братских республиках перешли на самоокупаемость и стали гнать фирменные каталоги популярных исполнителей на свои мощностях, часто размещая заказы у соседей по бывшему СССР. Хотя на своих пластинках они иногда писали, что отпечатаны по лицензии, но все это была пиратская продукция. Здесь, именно отдельно надо выделить компании Beloton (Витебск) и BRS (Ташкент), безымянную продукцию которых неофитам 2000-х выдают за «фирму» нерадивые продавцы винила.

Возвращаясь к Жану-Мишелю Жарру – весь список альбомов находится у меня в плей-листе, но особенно я выделяю «Zoolook» 1984 г. Он занимает достойное место в моей серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение».

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы #культуры, музыки, кино на которые я пишу, то можете прочитать:

«Ты у меня одна»: пластинка «The Beatles», как четвертая вершина любовной пирамиды в фильме Дмитрия Астрахана

Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики

Выпуск 5: Пришло «Время» «Электриков» ее Величества зажигать космический рок'н'ролл

Выпуск 8: Renato Carosone «Whisky & Soda & Rock 'n' Roll» – неаполитанский король свинга и джаза.

Выпуск 9: «April» самый классический альбом «Deep Purple».

Выпуск 10: «Jesus Christ Superstar» для рожденного в СССР — рок-опера в неритмичной стране.

Выпуск 11: «Бременские музыканты», как студенческий гимн «картошке»

Выпуск 12: Как песня Аллы Пугачевой «Робинзон» заменила команду «Отбой!»

Выпуск 13: Майкл Джексон «Thriller», как настоящее лицо горбачевской перестройки.

"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма