Группа общественного контроля антикоррупционного автопробега в Саратовской области
6 сентября из Самары в Саратов прибыл экипаж общественного контроля Национальной ассоциации «Грузавтотранс» и партии «Новые люди», который совершает антикоррупционный автопробег по регионам России. Саратовская область – девятый по счету регион на карте пробега. Традиционно группа начала работу с проверки поступивших жалоб, чтобы обсудить проблемы области на «круглом столе» с региональными грузоперевозчиками, общественниками и активистами партии.
Асфальт с антицеллюлитным эффектом
Путь в Саратов не был устлан розами, потому что общественники проехали через г. Пугачев, заглянули в Духовницкий район, чтобы убедиться, что дороги, положенные там еще полвека назад, не ремонтировались капитально по сей день. Поездка по стиральной доске вместо нормального асфальта – так себе удовольствие. Тем не менее общественники отметили, что даже в этом готовы найти позитив. Отдельное спасибо на пути они неоднократно передавали губернатору области. Во-первых, за антицеллюлитный массаж «пятой точки», во-вторых, за внеплановый выходной, потому что работать на компьютере в машине, когда она скачет, как телега по ухабам, невозможно.
«Проехав больше половины пути, мы готовы уже составлять антирейтинг регионов, и в графе «Дороги» Саратовская область у нас сейчас на 1 месте, - начал встречу за «круглым столом» руководитель группы, глава ассоциации «Грузавтотранс», председатель комитета по транспорту партии «Новые люди» Владимир Матягин.
Тут же разгорелась дискуссия. Зампредседателя комитета транспортного комитета при региональной ТПП Анатолий Бычков сказал: «Я хочу встать на защиту области, дорог плохих везде хватает, но в последние годы у нас динамика идет на улучшение, это ощутимо визуально».
«Да, вокруг областного центра это так, в г. Балаково тоже сделали дорогу, - парировал Владимир Васильевич, - но дальше-то в районах тоже есть люди. Жители Духовницкого района также как и жители Саратова платят транспортный налог, вопрос: «На что и куда уходят их деньги, если дороги не ремонтировались 50 лет?». Сейчас у них там появится и другая проблем. Переправу через р. М. Иргиз закроют на два года. Чтобы добираться до своих сел, жителям придется делать крюк 150 км, значит возрастут все расходы, поднимутся цены на самое необходимое. На этот период должен быть поставлен временный мост, но его не будет. Местный бизнес готов был помочь властям наладить понтонную переправу, но их инициативу проигнорировали. Вот о чем идет речь, в регионах нет обратной связи, нет взаимодействия между властью и гражданским обществом».
В Россию вернулись 90-е
По пути в региональные столицы группа общественного контроля всегда притормаживает на стоянках, где отдыхают водители большегрузов. Они лучше многих чиновников от транспортной области знают о боевых точках автомобильных грузоперевозок. И при этом открыты, готовы рассказать, где и сколько нужно платить за проход постов, какие проблемы еще существуют. Информация, которую общественникам поведали дальнобои на стоянке в Красноармейском районе просто шокировала.
«Хрен с ними с поборами, с гаишниками, 90-е годы возвращаются, - не стесняясь выражений, говорили водители. – В регионах местные бандиты беспределят. Снова стали требовать отстегнуть за проходы. Давят машины, залазят, отстреливают водителей. Это Троицкая дорога в Челябинской области, Магнитогорск, Мурманск. Ладно Мурманск, там небольшая ставка, 3 тысячи просят за проход, обеспечивают охраной. Другое дело Магнитка, Магнитогорск. Они опираются в баллоны, просто стреляют в машину. Есть знакомые, которых завозили на завод и разгружали. Как дорога на Казахстан пошла, так всё. Одиночный идешь, точно попал. И колонну остановят. Подъезжают три машины, одна встает спереди, одна в баллон упирается, одна сбоку. Если не останавливаешься, начнут по колесам стрелять. Бывает, и на ходу отгружают машины. Берут самое дорогое, и знают, что везут. Бизнес по-русски. Смысла обращаться в правоохранительные органы нет. Был такой случай, ПЭК разгрузили, и двое побежали в поле, а водитель, пацан знакомый побежал за ними. Потом говорит: «Думаю, куда я бегу, их же двое. Вызвал наряд ГИБДД, те сказали: «Вызывай ППСников». ППС приехали, говорят: «Чего мы за ними по полям гоняться будем?».
«Складывается впечатление, что контролирующие и правоохранительные органы закрывают глаза неслучайно, - резюмировал за «круглым столом» Владимир Матягин. – Кто-то же сливает информацию о машинах и грузах».
Фонд общественного контроля
«Проехав уже больше пяти тысяч километров, посмотрев дороги, заглянув на штрафстоянки и стоянки для отдыха, обследовав работу постов весогабаритного контроля, мы можем сказать, что в отрасли автомобильных грузоперевозок существуют серьезнейшие проблемы, и самое страшное, что они уже системны, - отметил на встрече Владимир Матягин. – Одни и те же проблемы, как под копирку, мы видим в каждом регионе. Это и некорректная работа АПВГК, которые разоряют грузоперевозчиков непомерными, а главное, необоснованными штрафами. Это и состояние дорог, и хромающая инфраструктура. Это поборы на дорогах, которые, может быть стало меньше заметно, но они есть. Это нелепые нормативные акты и регламенты, спущенные сверху законотворцами, знающими транспорт только по креслу в своем автомобиле».
Стареет автопарк, средний возраст автомобиля в России 20-21 год. При этом уже возникает проблема с кадрами. Та молодежь, что приходит в отрасль, не имеет серьезной специальной подготовки. Это касается не только водителей, но и представителей смежных профессий. Вот что рассказал по пути в Саратов один их дальнобойщиков: «Тяжело найти адекватных логистов. Звонит тебе такая логистка, спрашивает: «Ты где?». «В Сталинграде», - говорю. И она Сталинград на карте ищет. Называешь Куйбышев, они вообще в ступоре. Ну это просто ошибки ЕГЭ».
Если проблемы системны, значит, и решать их нужно системно. Латать проблемы, как латать дороги, нельзя. Порядок на дорогах исчисляется не количеством спущенных бумажек, а качеством работы каждого, кто за это ответственен и получает зарплату с налогов той же отрасли автомобильных грузоперевозок.
«Мы уже неоднократно убеждались, что и контролирующие, и надзорные органы попустительствуют на местах и боятся только общественников, потому что мы выносим все, что видим, в публичную плоскость, - отметил руководитель антикоррупционного экипажа. - Ребята-дальнобои из разных регионов сообщают нам по рации, что среди сотрудников ГИБДД распространена информация о нашем антикоррупционном автопробеге. Дано негласное указание – грузовики пока не останавливать и не щемить. «Ездите подольше», - говорят водители нам». Но мы не можем охватить всё, значит общественный контроль нужно создавать на местах».
«Я пришел к выводу, что выживаю не благодаря поддержке государства, а вопреки этой заботе, - высказался на мероприятии Александр Слаповский, водитель, перевозчик. - Если я хочу выжить, должен жить параллельно, не соприкасаясь с государством. Если соприкоснусь, то окажусь в дурдоме, а я там по инициативе властей уже побывал. Для того, чтобы что-то решить и чего-то добиться, нужно объединятся».
Владимир Матягин на «круглом столе» озвучил предложение группы автопробега о создании Российского Фонда общественного контроля, который бы обучал общественных контролеров на местах. «За поддержкой мы хотим обратиться к Президенту страны, - сказал он. - Только регулярные общественные проверки могут заставить чиновников от транспорта зашевелиться, начать добросовестно исполнять свои обязанности, блюсти закон самим и контролировать, как его соблюдают другие».
Саратовские активисты партии «Новые люди» также готовы поддержать идеи и законодательные инициативы ассоциации «Грузавтотранс».
«Для меня это личное, потому что у меня отец 18 лет прожил в кабине, чтобы я получил высшее образование, - отметил на встрече представитель Новых людей Владимир Морозов. - Это адский труд. И я сделаю все для того, чтобы предложения грузоперевозчиков обрели форму законов».