Джон Ву - абсолютный классик экшн-кинематографа. Один из самых влиятельных режиссеров боевиков, чьи фильмы переписали правила съемки боевых сцен. Это невозможно отрицать. Однако, карьера Джона Ву гораздо сложнее и интересней, чем это кажется на первый взгляд. Условно её можно поделить на 5 неравнозначных частей, причем в среднем интересующиеся кино люди знакомы с 2 или 3 частями.
Начал Джон Ву банально для режиссера своего поколения: с постановки бюджетных рукопашных боевиков. За этим последовала карьера Джона Ву - комедиографа. Третий и главный этап - Джон Ву изобретает ган-фу и становится центральной фигурой жанра героического кровопролития. Четвертый - голливудская карьера. Из всех гонконгских режиссеров только ему удалось построить продолжительную и относительно успешную карьеру в Голливуде. Последний и пятый этап - китайский. Джон Ву снимает три очень разных фильма.
Изначально предполагал сделать полный обзор фильмографии Джона Ву, но на просмотре его ранних комедий не сдюжил - кантонский юмор оказался вещью слишком "на любителя". Не виденные фильмы в тексте будут отмечены.
О 32-х фильмах Джона Ву кратко
Молодые драконы (Tie han rou qing), 1974
Режиссерский дебют Джона Ву представляет собой типичный для середины 70-х кунг-фу боевик в очень условном историческом контексте. В это время были фильмы студии Shaw Brothers и все остальные. Все остальные, как правило, выглядели откровенно бюджетно и бэшно. Этот фильм не исключение.
Укротители дракона (Nu zi tai quan qun ying hui), 1975
Второй фильм оказался значительно лучше. Выглядит все так же бюджетно, однако здесь более интересный сценарий, да и идея сделать "финальным боссом" женщину для своего времени выглядит довольно свежо.
Принцесса Чан Пин (Dinü hua), 1976
Не смотрел - не осуждаю. Кантонский мюзикл - вещь все-таки слишком специфическая, даже для меня.
Рука смерти (Shao Lin men), 1976
Единственный прецедент сотрудничества Джона Ву и Джеки Чана, хотя на "огонек" заглянул и Саммо Хунг. Что-то среднее между историческим уся и традиционным кунг-фу экшном. Ву очевидно пытался выступить на территории Чанга Че, и у него это получается вполне неплохо.
Помешанный на деньгах (Fa qian han), 1977
Первая комедия в фильмографии Ву, с которой начинается комедийный период его кинокарьеры. Если вы не фанат специфического кантонского юмора, который в будущем подарит миру жанр молейто, смотреть почти физически больно.
Следуй за звездой (Da sha xing yu xiao mei tou), 1978
Вторая комедия Ву. Проблемы у фильма ровно те же, что и у предыдущей работы режиссера, но ближе к финалу Ву становится более изобретательным, включая полный гротеск.
Привет, поздние гости (Ha luo, ye gui ren), 1978
Еще одна комедия Джона Ву. Не смотрел - не осуждаю.
Последний салют рыцарству (Hao xia), 1979
Джон Ву отвлекается от комедийной рутины, чтобы снять величественный уся-экшн. Для 1979-го года фильм выглядит внушительно, лишь немного уступаю в экшн-хореографии лучшим фильмам студии Shaw Brothers, а сюжетно у них даже выигрывает. Это отличный исторический экшн, поставленный во всех традициях этого благородного жанра. Жаль, что после этого он снова вернулся в комедию.
Из богачей в нищие (Qian zuo guai), 1980
Возвращение Ву в комедию. Не смотрел - не осуждаю.
Веселые времена (Hua ji shi dai), 1981
Ву бросил вызов не кому-то, а самому Чарльзу Спенсеру Чаплину. Карл Мака перевоплощается в знаменитого "бродяжку", а сценарий активно заимствует идеи и целые сюжетные ходы из "Малыша" и "Новых времен". Стоит ли говорить, что никакого сравнения с классикой фильм не выдерживает?
С дьяволом в ад (Mo deng tian shi), 1982
Ву расширяет режиссерский диапазон, снимая хоррор-комедию. Не смотрел - не осуждаю.
Простушка Джейн спешит на помощь (Ba cai Lin Ya Zhen), 1982
Еще одна комедия Джона Ву. Не смотрел - не осуждаю.
Беги, тигр, беги (Liang zhi lao hu), 1984
Комедия Ву, вольно интерпретирующая сюжет "Принца и нищего", а косвенно - и комедийного хита Джона Лэндиса "Поменяться местами". Как и прочие комедии Джона Ву очевидно снималась для гонконгской аудитории. За её пределами фильм выглядит каким-то запредельно глупым и наивным.
Герои не плачут (Ying xiong wu lei), 1984
Первый фильм Джона Ву в жанре героического кровопролития, в котором появился его фирменный ган-фу. Сюжетно это чистый men on mission: группа героев собирается на невыполнимое задание в районе Золотого треугольника. Джону Ву отчасти повезло, что фильм лег на полку и вышел только спустя успеха "Лучшего будущего". На фоне последнего выглядит он откровенно сыровато.
Когда тебе нужен друг (Xiao jiang), 1985
(Мело?)драма Джона Ву, снятая перед скромным экшн-переворотом 86-го. Не смотрел - не осуждаю.
Светлое будущее (Ying hung boon sik), 1986
Фильм, который не создал жанр "героического кровопролития", но сделал его мейнстримом сначала в гонконгском кино, а затем и в мировом масштабе. Чоу Юнь-Фат из характерного актера превратился в одну из главных экшн-звезд планеты, а Джон Ву стал самым известным гонконгским постановщиком эпохи. Да, и сейчас имя Джона Ву знакомо среднему киноману на порядок лучше, чем имена Цуй Харка или Ринго Лама.
Светлое будущее 2: Ураганный огонь (Ying hung boon sik II), 1987
С учетом того (спойлер!), что далеко не все герои оригинала дожили до финальных титров, сиквел оказался скорее не прямым продолжением, а спин-оффом. В целом то же самое, но пиротехника взрывается еще мощнее, а количество трупов в кадре еще больше. Финальная перестрелка в особняке надолго врезается в память. Стоит сказать, что несмотря на то, что дилогия достаточна далека от идеала, её значение в мировом кинопроцессе трудно переоценить. Джон Ву настолько ярко переписал законы постановки экшна, что сравниться с её влиянием по значению может только только долларовая трилогия Серджио Леоне в 60-х. "А что, так можно было?"
Просто герои (Yee dam kwan ying), 1989
Проходной представитель жанра героическое кровопролитие. Здесь Ву не стремится поднять планку, а просто применяет новоизобретенный способ съемки экшна, чтобы рассказать сентиментальную историю о разборках в триадах.
Наемный убийца (Dip huet seung hung), 1989
Пожалуй, самый известный фильм Джона Ву за пределами фандома любителей гонконгского кино. Все элементы фирменного стиля, от взлетающих из-под голубей до чрезмерного использования рапида здесь на месте. Увы, признаться в любви к этому фильму не могу. На мой вкус, Ву сильно переборщил в "Наемной убийце" с сентиментальностью. Но с точки зрения формы это жанровый эталон.
Пуля в голове (Dip huet gai tau), 1990
Джон Ву в очередной раз поднимает ставки: увеличивает масштаб истории, использует в экшн-сценах военную технику, расширяет географию происходящего. С одной стороны, фильм - работа над ошибками после фильма "Герои не плачут". С другой, очевидный ремейк "Охотника на оленей". И надо сказать я предпочитаю "Пулю в голове" фильму Чимино. Если у последнего сцены мирной жизни резко диссонировали с вьетнамской частью, то фильм Джона Ву от начала до конца выдержан в едином стиле и выглядит гармоничным произведением, при том условии, что вы с режиссером на одной волне.
Рожденный вором (Chung hang sei hoi), 1991
Небольшая передышка перед главным экшн-шедевром режиссера. "Рожденный вором" - симпатичная экшн-комедия о грабителях экстра-класса. Кино легкое и необязательное, но от того не менее приятное. Хороший гонконгский мейнстрим начала 90-х.
Круто сваренные (Lat sau san taam), 1992
Каждый раз, когда нужно что-то сказать об этом фильме, а о нем на канале писалось часто, впадаю в ступор. Какие слова использовать, чтобы описать ультимативный экшн? Скажу, что "Круто сваренные" - это предел жанра. Если добавить чуть больше экшна, чуть более мощную пиротехнику, чуть поднять градус пафоса, то получится уже пародия на героическое кропролитие. Фильм получился в каком-то смысле прощальным. После него Джон Ву отправился в Голливуд. Снимая "Круто сваренных" он об этом уже знал, поэтому выложил все карты на стол, вложил в фильм всё, что знал и умел.
Трудная мишень (Hard Target), 1993
Лучший голливудский фильм Джона Ву. Лучший фильм Ван Дамма. Самая сочная злодейская роль Лэнса Хенриксена... И на удивление скверная репутация в англоязычном мире. Удивительно, но один из главных экшном 90-х принято считать полным провалом. Есть подозрение, что это репутация во многом связана с тем, что Ву рассорился с продюсером фильма Сэмом Рэйми, и заканчивал монтаж уже последний. На мой взгляд, "Трудная мишень" сочетает лучшие черты визуальной эстетики Джона Ву и Сэма Рэйми. Тем и ценна.
Сломанная стрела (Broken Arrow), 1996
Типовой голливудский блокбастер середины 90-х, который трудно назвать выдающимся. Но, так вышло, что люблю этот фильм. В районе 96-98-го это был самый часто транслируемый по российскому телевидению голливудский экшн. Хотя может это просто мне так везло. За это время посмотрел его порядка 10-11 раз. Ну и рекорд по количеству взрывающихся вертолетов в кадре на момент выхода принадлежит именно "Сломанной стреле". А взрывающийся вертолет способен украсить любой фильм, как и взрывающийся бензовоз.
Без лица (Face/Off), 1997
Самый критически признанный голливудский фильм режиссера. Издательство Taschen даже включило его в сотню самых важных фильмов прошлого века. Не могу в полной мере разделить восторгов относительно данной работы, "Трудная мишень" и "Сломанная стрела" нравятся мне сильнее, но стоит признать, что из всех американских работ Джона Ву именно "Без лица" более прочих похожа на его гонконгские ленты.
Блэкджек (Blackjack), 1998
Снятая для телевидения экшн-безделушка. Кстати, ранее Ву уже работал на тв, поставив пилотный эпизод неудачного сериала, снятого по мотивам его фильма "Рожденный вором". Смотреть "Блэкджек" можно только ради Дольфа Лундгрена и Фреда Уильямсона.
Миссия: невыполнима 2 (Mission: Impossible II), 2000
Всегда терпеть не мог эту франшизу, а Ву умудрился снять самый слабый эпизод в ней. Весь фильм выглядит как большой рекламный ролик, рекламирующий Тома Круза. Нарциссизм последнего достиг здесь своей вершины. А рапида и светофильтров здесь даже больше, чем в ранних фильмах Майкла Бэя. В принципе ощущение, что смотришь фильм именно Майкла Бэя, а не Джона Ву.
Говорящие с ветром (Windtalkers), 2002
Странный фильм. Когда нет боевых действий выглядит стандартной военной драмой начала 2000-х. Когда начинается экшн, превращается в типичный фильм Джона Ву.
Час расплаты (Paycheck), 2003
Из всех режиссеров, бравшихся экранизировать Филипа Дика, Джон Ву - самая неподходящая кандидатура. И фильм получился откровенно никаким. Не плохим, а именно никаким. Для фантастического триллера слишком прямолинейно. Для боевика слишком мало экшна, да и тот откровенно проходной. Худший фильм по Дику, пока Лен Уайзмен не снял ремейк "Вспомнить всё".
Битва у Красной скалы (Chi bi), 2008
После двух провалов Джон Ву покидает Голливуд и перебирается в КНР, где снимает это грандиозное исторически-батальное полотно. Фильм действительно получился грандиозным: Ву выжал все, что было доступно китайской киноиндустрии середины 2000-х. Единственной лентой с которой можно сравнить "Битву у красной скалы" - это "Ватерлоо" Сергея Бондарчука. Два фильма, снятые только ради батальных сцен и которые можно при этом смотреть. Единственный минус - 4,5-часовой хронометраж, ради которого фильм порезали пополам.
Переправа (The Crossing), 2014
Еще один разделенный на две части фильм. Правда, сказать о нем что-то хорошее затруднительно. Фактически Джон Ву сделал то же самое, что тремя годами ранее Михалков с сиквелом "Утомленных солнцем". В Китае, кстати, к фильму отношение соответствующее.
Охота на человека (Manhunt), 2017
Как я ждал этот фильм. Джон Ву возвращается в жанр героического кровопролития, но теперь у него есть на порядок большие финансовые и технические возможности. Как я ошибался. После просмотра долго не мог осознать, что это снял именно Джон Ву, а не какой-нибудь из его бесталанных эпигонов. Выглядит "охота на человека", как убогая пародия на фильмы Джона Ву, но не как фильм Джон Ву.
PS. Вообще редкий обзор режиссерской фильмографии удается закончить на позитивной ноте.
PPS. Благодарю всех дочитавших до этого места. Это был действительно длинный текст.