В кругу моих сердобольных знакомых бабу Раю принято жалеть. Старенькая, уже почти беспомощная. Маленькая, неряшливо одетая, передвигается с палочкой. Смотришь и правда, сразу становится жалко. Сентиментальные начинают пускать слезу – вот что старость с нами делает, вот что значит – одиночество.
Но баба Рая не одинокий человек. У неё есть семья. Два сына. Две невестки. Внуки. Но при этом она – человек абсолютно одинокий. Вчера звонила знакомая – бабу Раю забирает к себе племянница из дальней деревни. У неё большой дом, муж умер, дети разъехались, одной скучно. Вот и предложила тётушке стол и кров. Расстроенная знакомая охала: вот тебе и два сына, вот тебе и всю душу отдала, и что это вообще с людьми происходит.
А ничего особенного не происходит. Жизнь происходит, в которой всё возвращается. Бумерангом. Наверное, это жестоко – оставлять практически беспомощную мать. Не наверное, точно – жестоко. Но такую тяжёлую, образно говоря, “медаль” за большие многолетние заслуги вручили бабе Рае все её домочадцы не случайно: невестки – за свои слёзы и оскорбления, внуки – за нелюбовь, сыновья – за отношение матери к их семьям. Просто однажды перестали общаться.
Бабу Раю прекрасно помню молодой, уверенной в себе дамой. Без мужа осталась рано, поэтому научилась всё решать сама. Работала много, дети получили высшее образование, всё шло своим чередом. Обычная жизнь.
Я, например, представить не могла, что наша знакомая эту обычную жизнь превратит в то, что сейчас имеет. Как говорится, ничто не предвещало. Всё началось в тот год, когда сыновья один за другим объявили о женитьбе.
В день, когда старший сын привёл знакомить с мамой будущую жену, у тёти Раи (ну да, бабой Раей её тогда ещё никто не называл) случилась истерика. В слезах, с криками она прибежала к нам, упала на диван и голосила страшным воем. Ей не понравилась будущая невестка. Только через мой труп. Только не она. Только посмей. Никогда не забуду, как стыдно мне было за тётю Раю, и как горько – за молодых, поспешно покинувших родительский дом жениха.
Сын ослушался. Женился на той, которую мать не приняла категорически. Когда там рождались дети, бабушка оставалась равнодушной. Произносила страшные вещи: “Могу предположить, кого родило это чудовище”. Знакомство с невестой младшего сына прошло без истерик, но вердикт был вынесен сразу: такой ужас можно было встретить только в музее (будущая невестка работала в городском краеведческом музее). Что ужасного узрела в девушке тётя Рая, не пойму никогда. Даже рождение внучки сердца её не смягчило. Снова произнесла злые слова: “Не могу я их видеть”. Их – это невестку и внучку.
Дальше – неинтересно. Дальше – стандартная история. В адрес невесток было много язвительных слов, замечаний, упрёков. Много насмешек. Много претензий. Жизнь растрачивалась, разменивалась на придуманные бабой Раей обиды, на всё новые интриги. Сыновей она могла пригласить домой, но только без жён и детей. Ребята долго приходили – всё-таки мать. Но однажды не пришли. Потому что устали.
А тётя Рая снова упала на наш диван, как много лет назад, и горько подвывала: “Господи, ну почему я их так не люблю?”. А когда успокоилась, совершенно серьёзно сказала моим родителям: “Вам очень повезло, потому что вы любите своих внуков”.
Что было сказать ей на это? Что любовь – это не лотерейный билет, где везёт или нет? Что любовь – это большая работа души? Что внуки приходят в нашу жизнь, чтобы мы вместе с ними ещё раз проживали самые светлые и самые счастливые этапы своей судьбы, что они нас делают моложе, дарят нам второе дыхание? Да, бабе Рае не повезло. Она лишила себя этих счастливых мгновений, а внуки выросли и без неё. Теперь она старая и беспомощная, а они молодые и сильные. Они не знали бабушкиной любви, а потому в ней не нуждаются.
Кто из нас думает о старости, когда сил полно, здоровье не подводит, на работе всё ладится? Наверное, и баба Рая не думала. Но старость – вот она, пожалуйста, встречайте. Не успела оглянуться, а годиков уже за 80 перевалило. Может быть, кто-то из внуков окажется великодушным человеком и скрасит старость бабушки? Но где гарантия, что она всё осознала и не станет продолжать свою бессмысленную войну?