Есть такой замечательный концертный фильм – “Chaos and Creation at Abbey Road” (2005). Концерт необычный: происходит всё в знаменитой «Студии 2» комплекса на Эбби Роуд, зрителей совсем немного, все свои, обстановка очень уютная.
В фильме Пол (Paul McCartney) не только играет живьём песни со своего одноимённого – на тот момент ещё не вышедшего! - альбома, но и вспоминает разные истории из «прошлой жизни»: в том числе рассказывает про процесс создания некоторых вечнозелёных песен из битловского репертуара.
Одна из таких историй начинается издалека - с рассказа о том, как они с Джорджем (George Harrison) в самом начале “творческого пути” пытались произвести впечатление на знакомых и родственников исполнением на двух гитарах «Бурре ми-минор» Баха. Пьеса эта звучала очень эффектно, но требовала определённых навыков, которых у ребят, конечно же, не хватало. «Помню, у нас происходило что-то вроде вечеринки, и чтобы показать всем, что мы “подкованные”, играем Баха и всё такое, мы выучили эту пьесу», - вспоминает Маккартни во время выступления. - «Нам нравилось то, что в ней одновременно звучит и мелодическая, и басовая линии».
Далее Маккартни объясняет, что они с Харрисоном на самом деле не совсем правильно играли «Бурре», но эта ошибка способствовала в дальнейшем появлению песни “Blackbird”. И Маккартни наглядно показывает это, исполняя приблизительный фрагмент из «Бурре» и саму песню.
«Джордж выучил Баха лучше, чем я, но моё неумение помогло мне сочинить “Blackbird”», - рассказывал Маккартни в одном из интервью в 90-е. – «Да и со словами всё немного хитрее в ней, чем может показаться. Я, вообще-то, имел в виду чернокожую женщину, а не птицу, не дрозда. В то время, во второй половине 60-х, много говорили про гражданские права, и нас, «Битлз», это тоже волновало. Так что это была песня, которая рассказывала о черной женщине, испытывающей проблемы подобного рода - речь шла о Штатах».
Есть в этом концерте и песня “Jenny Wren” с альбома “Chaos And Creation In The Backyard”, которая как бы является продолжением этого же баховского стиля – Пол об этом тоже говорит. Песня, кстати говоря, очень эффектная, с неожиданной для Пола гармонией (с модуляцией на малую терцию вверх).
Рассказ про Баха начинается с отметки 37:45, но, кроме этого, в концерте есть много всего интересного, обязательно посмотрите.
А завершается он спонтанным сочинением и исполнением Полом прощальной песни. Помогает ему в этом продюсер альбома “Chaos And Creation” - знаменитый своей работой с Radiohead Найджел Годрич (Nigel Godrich).
Вот этот фильм:
Ещё пару слов про «Студию 2», где всё происходит. Именно в ней, в основном, происходили записи песен The Beatles, начиная с “Love MeDo”.
Кстати говоря, об этом Маккартни рассказывает в самом начале выступления. «Мы заходили в студию как раз через эту дверь, через которую я сейчас зашёл», - показывает он. – «Туда, вверх по лестнице, в аппаратную, нас не очень-то пускали – там сидел Джордж Мартин (George Martin) и звукорежиссёры».
На этом снимке как раз видны и лестница в аппаратную, и вход в студию.
Ну а что касается пьесы «Бурре», то, думаю, вы хорошо помните флейтовую версию Jethro Tull с их альбома “Stand Up” (1969) – очень неплохо они её сделали.
Звучат отголоски «Бурре» и в концертном исполнении песни “Heartbreaker” Led Zeppelin, но мы об этом говорить сейчас не будем – тут напрашивается отдельная тема.