Художника, написавшего знаменитую картину "Новая Москва", а также другие знаковые советские работы, до 9 января можно будет увидеть в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.
Живописец Юрий Пименов (1903-1977) прожил долго, и успел в своем творчестве пройти несколько самых разнообразных периодов. В молодости, в первые послереволюционные годы, он находился под влиянием немецкого экспрессионизма, и что сделало его весьма запоминающимся автором. Мне, например, этот его период наиболее любопытен.
Выставка очень крупная, это первая выставка Пименова в Третьяковке. И на нее собрали много произведений, которые мало кто видел. Выставлено очень много графики Пименова, которая интересна и по композиции, и по сюжетам.
Картины и зарисовки из довоенных поездок зарубеж -- весьма примечательный синтез передовых западных же художественных течений с советскими находками (и идеологией).
Достаточно большое количество картин Пименова этого периода утрачены, возможно, уничтожены им самим. Они известны по черно-белым репродукциям в журналах того времени. Кураторы придумали классную подачу -- эти репродукции напечатаны в большом размере, причем гравировкой на листах металла. Выглядят очень круто.
Про Первую мировую войну в нашем искусстве мало картин, особенно ретроспективных. Вот эта, изображающая пострадавших от газовых атак, в свое время очень поразила мое воображение. А она и гигантская вдобавок.
Поскольку Пименов остается в СССР, в положенное время, к концу 1930-х, авангардным поискам приходит конец. Он приходит к стилю, который принято называть импрессионистским. Он был достаточно реалистичен, чтобы отвечать идеалам соцреализма и принести автору успех.
Если в ты долго жил в СССР, хотел кушать и общаться с людьми, то в принципе через некоторое время не мог не стать приспособленцем. Картина "Физкультурный парад" имеет размер 9 метров на 14, она была написана для павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке. В ГТГ ее из Русского музея не потащили, как из-за размера, так и из-за сохранности, но отдельный зал показывает ее с помощью видео.
После экспрессионистских работ в моем рейтинге периодов Пименова те его импрессионистские работы, которые относятся к середине века и посвящены личным, непубличным темам. Камерные, лирическиевещи.
Отдельный зальчик -- посвящен ВОВ. Колористическая гамма сразу перестает быть жизнерадостной. Справа -- повторение "Новой Москвы", только с военной машиной и разбитыми дорогами. Есть еще и третья, послевоенная. Вот тут мы разбирали, что там за автомобили позируют, и вообще что происходит.
Две боковые створки триптиха "Строительницы" (1947). Из Беларуси привезли картину на выставку.
В послевоенные годы Пименов находит уже новое приложение своих способностей. Он рассказывает о советской повседневности, используя ту же легкую, импрессионистическую манеру, которую он избрал уже давно. "Правильные" темы приносят популярность и одобрение.
Вот, пожалуй, вторая по популярности его работа -- "Свадьба на завтрашней улице" (1962).
В общем, таких "светлых, добрых" картинок у него там много, так что возникает впечатление какого-то советского Нормана Роквелла, которого, в первую очередь, интересует иллюстративное содержание -- что для иллюстратора (как Роквелл) нормально, а вот для станковиста уже как-то не очень. Если честно, меня они даже как-то утомили, при всей моей симпатии к Пименову. Но отдельно каждую разглядывать очень интересно, везде есть история, сюжет, народ любит сюжеты.
Это вот тоже большая картина, а не иллюстрация-карикатура, несмотря на черно-белый колорит.
Наконец, завершающий раздел выставки показывает Пименова в качестве театрального художника. Тут тоже новая манера.
Выставка очень большая и требует очень много времени на разглядывание. Я тут выложила отнюдь не все, и даже не треть представленных экспонатов. В общем, если соберетесь, то не торопитесь.
До 9 января 2022 года.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.