Конец XVIII - начало XIX вв. считается одним из сложнейших времен в истории Южного Кавказа. Обострение международных отношений в следствие политики Наполеоновской Франции, развитие международных торговых связей в связи с началом колониализма, порабощение покоренных народов со стороны европейских держав и конечно же поиск новых источников ресурсов для развития промышленности. В этом смысле Южный Кавказ и Передняя Азия постепенно подпадали в сферу интересов России и Англии. Но «вишенкой на торте» было то, что порабощение данного региона имело свои подводные камни. Как говорится, «Восток — дело тонкое». И вот именно Южный Кавказ стал спусковым крючком, повлиявшим на начало «Большой Игры».
Междоусобная борьба за персидский трон
В начале XIX века азербайджанские тюрки из огузских племен баятов, каджаров, афшаров, айрумов, кыныков, бахарлы, баяндур и др. столкнулись с большим историческим испытанием. В конце XVIII века (приблизительно 1780-1800), большинство азербайджанских тюрков объединились вокруг огузско-тюркменских (не путать с современными туркменами) племен Каджаров.
Тут следует отметить, что в то время на территории современного Ирана шла междоусобная война между Зендами (персы) и Афшарами (азтюрки). Хотя и страной от имени Сефевидов правили Зенды, в частности Керим-хан, тем не менее народ не доверял новой власти. Каджары стали новой оппозицией персам и вмешавшись в эту борьбу, также захотели создать новое государство.
Но проблема была в том, что кроме вышеперечисленных сил в лице Зендов, Афшаров и Каджаров, к такому сценарию объединения не проявляли особого интереса ханства северной части Азербайджана — Карабахское, Бакинское, Гянджинское, Шекинское, Иреванское, Губинское и другие пытались сохранить свою независимость, которую они приобрели во второй половине XVIII века после падения азери-тюркского Афшарского государства ввиду смерти Надир шаха.
Приход к власти Каджаров
Лишь по мере усиления угрозы агрессии, ожидаемой со стороны царской России, Гянджинское, Губинское, Бакинское, Шекинское и Дербентское ханства стали более склонными к объединению с Каджарами, чего было опять же недостаточно. Основная причина этого заключалась в том, что эти ханства, как и другие ханства, не откликнулись положительно на желание Ага Мухаммад шаха Каджара объединиться против экспансии России в регион.
Как стало понятно, борьбу за корону в Иране в итоге выиграли Каджары. В 1795 году к власти пришла азербайджанская тюркская династия Каджаров во главе с Ага Мухаммедом шахом. Он перенес столицу в Тегеран и в короткий период смог объединить всю территорию страны. О своем происхождении Ага Мухаммед шах говорил следующее:
Русский взгляд на события
В этом смысле, несмотря на утрату царской Россией уверенности в том, что она больше не сможет оккупировать эти ханства и "защищать" их от Османов и Каджаров, ее дипломатические планы перегруппировки и действий с последними не казались столь многообещающими.
Царские приближенные прекрасно знали об отчаянном положении тюркских ханств Северного Азербайджана, потому что именно они подготовили для них такую ситуацию. С этой точки зрения не было секретом, что, хотя и большинство северо-азербайджанских ханств когда-то предали Каджаров и избегали присоединения к ним, тем не менее общая национально-религиозная, культурно-историческая идентичность с Каджарами или с теми же Османами останется в их памяти, когда русский план агрессии начнет материализоваться. Это не пошло бы на пользу России, планировавшей оккупировать Южный Кавказ.
В общем счете Россия преследовала план по оккупации Кавказа еще с начала XVIII века. В частности, она сумела сделать это за короткое время во время упадка Сефевидов (прикаспийский поход Петра I в 1721-1722), но вскоре из-за причины ее поражения от Надир шаха Афшара заставила русских проанализировать и изменить свою общую геополитическую стратегию в регионе.
Смерть Ага Мухаммеда шаха Каджара и начало открытой экспансии России
В результате этого анализа царская Россия теперь начала «защищать» тюркские ханства Северного Азербайджана «по их собственному желанию» от угрозы, исходящей от Османов и Каджаров, и постепенно начала оккупировать по крайней мере часть азербайджанских земель. Время тоже совпало удачной.
После смерти Ага Мухаммед шаха в Шуше (Азербайджан), в Каджарском государстве начались дворцовые интриги, вследствие чего каджарская армия покинула Южный Кавказ. Азербайджанские же ханства снова взялись за борьбу с самим собой. В итоге к власти в Каджарии пришел Фатали шах. Но его приход к власти уже совпало с агрессивной экспансией России в регион. Далее же произошли две русско-каджарские войны.
Начало «Большой Игры»
Тут имеются 3 основных вопроса, без глубокого анализа которых нельзя в полной мере понять масштаб и реальный характер двухсотлетней русской оккупации тюркских ханств Северного Азербайджана:
- Почему Каджары, в отличие от Афшаров, потерпели значительное поражение в войнах с Россией и не смогли объединить тюркские ханства Северного Азербайджана?
- Почему некоторые важные тактические изменения в планах России по оккупации Южного Кавказа застали Каджаров врасплох?
Изменение геополитики региона и важность вопроса
Итак, русско-каджарское противостояние и ее последствия по-факту являются ключевыми событиями, благодаря которым сегодня мы видим Южный Кавказа таким (или частично таким). В результате:
- Каджарское государство признала за Россией все земли, находящиеся севернее реки Араза согласно Тюркменчайскому договору 1828 года.
- Османская Турция, согласно одному из пунктов Адрианопольского договора 1829 г., признала территориальные владения России на Южном Кавказе.
В советское время книги по «Истории Азербайджана» освещали «позитивную», «новаторскую» царскую Россию и создавали образ «врага» и «отсталого» «Ирана» по отношении к Каджарам. Поэтому сегодня очень важно подробно взглянуть на эти аспекты не только для истории философской и социально-политической мысли XIX века, но и для того, чтобы пролить свет на новую и недавнюю историю региона в целом.
#азербайджан #тюрки #иран #россия #турция #кавказ #армения #грузия #ближний восток #история