Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943
Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве 10 мая 1924 года.
Ее отец Владимир Павлович Друнин преподавал историю в 1-й московской спецшколе ВВС, мать Матильда Борисовна Друнина работала в библиотеке и давала частные уроки музыки.
Девочка воспитывалась в творческой образованной семье. С детства полюбила #литературу и пыталась еще в юном возрасте писать небольшие стихи. Жила семья бедно. Страна восстанавливалась после Первой мировой и Гражданской войны, меняла экономическую политику, брала курс на индустриализацию.
Поступление в Литературный институт им. М.А.Горького был отложен. Началась Великая Отечественная война.
Мать Юли родилась в Варшаве. Кроме русского, она владела польским и немецким языками. Немецкий даже преподавала в школе, правда, потом ее перевели работать в библиотеку.
Человек она была непоследовательный, сумбурный, и отношения с Юлей у них были крайне неровными…
А отца Юля обожала. Он для нее был образцом справедливости, разума, порядочности. Был он директором школы, преподавал историю. Выпустил несколько брошюр, в том числе — о Т. Шевченко…
В начале войны их семья была эвакуирована в поселок Заводоуковск Тюменской области. Там отец преподавал историю в спецшколе. Там во время войны и умер…
Старшинов Н. К. "Планета "Юлия Друнина"
Прибавив себе один год, 17 летняя Юлия Владимировна добровольцем ушла на #фронт. Прошла курс медсестер. В конце лета 1941 года с приближением немцев к Москве была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. При авианалете потеряла свой отряд и примкнула к другому. Отряд был окружен, но в течение 13 суток группа прорвалась через линию фронта. На последнем этапе прохождения отряд подорвался на противопехотной мине, часть людей погибла, часть была оглушена. Друнина была отправлена в Москву на побывку.
Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго инсульта. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС).
У поэтессы есть #стихотворение, посвященное отцу:
Мой отец
Нет, мой отец погиб не на войне —
Был слишком стар он, чтобы стать солдатом,
В эвакуации, в сибирской стороне,
Преподавал он физику ребятам.
Он жил как все. Как все, недоедал.
Как все, вздыхал над невеселой сводкой.
Как все, порою горе заливал
На пайку хлеба выменянною водкой.
Ждал вести с фронта — писем от меня,
А почтальоны проходили мимо…
И вдалеке от дыма и огня
Был обожжен войной неизлечимо.
Вообще-то слыл он крепким стариком —
Подтянутым, живым, молодцеватым.
И говорят, что от жены тайком
Все обивал порог военкомата.
В Сибири он легко переносил
Тяжелый быт, недосыпанье, голод.
Но было для него превыше сил
Смириться с тем, что вновь мы сдали город.
Чернел, а в сердце ниточка рвалась —
Одна из тех, что связывают с жизнью.
(Мы до конца лишь в испытанья час
Осознаем свою любовь к Отчизне.)
За нитью — нить. К разрыву сердце шло.
(Теперь инфарктом называют это…)
В сибирское таежное село
Вползло военное второе лето.
Старались сводки скрыть от старика,
Старались — только удавалось редко.
Информбюро тревожная строка
В больное сердце ударяла метко.
Он задыхался в дыме и огне,
Хоть жил в Сибири — в самом центре тыла.
Нет, мой отец погиб не на войне,
И все-таки война его убила…
Ах, если бы он ведать мог тогда
В глухом селе, в час отступленья горький,
Что дочь в чужие будет города
Врываться на броне «тридцатьчетверки»!
По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова. Она погибла 27 января 1944 года и посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Своей боевой подруге Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений
«Зинка».
1
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
3
— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
В 1943 году Друнина была тяжело ранена: осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о том, что ранение очень серьезное, она просто замотала шею бинтами и продолжала спасать других бойцов. Скрывала ранение, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была близка к смерти.
После госпитализации Юлия Владимировна была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву.
Но оставаться в Москве она не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, её признали годной к строевой службе.
Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.
Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».
В Литературном институте имени А.М.Горького в конце 1944 года Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым. Вскоре они поженились.
В 1946 году родилась дочь. В послевоенное время жили бедно, впроголодь.
Юля была красивой и очень обаятельной. В чертах ее лица было что-то общее с очень популярной тогда актрисой Любовью Орловой.
Привлекательная внешность нередко помогала молодым поэтессам «пробиться», попасть на страницы журналов и газет, обратить особое внимание на их творчество, доброжелательнее отнестись к их поэтической судьбе.
Друниной она — напротив — часто мешала в силу ее неуступчивого характера, ее бескомпромиссности…
Не хочу идеализировать ее, делать из нее икону, не хочу ни обелять, ни очернять — хочу рассказать о том, какой она была.
Юля с достоинством прошла все испытания трудностями — войной, голодом, безденежьем, неуютом. А вот испытание благополучием, мне думается, прошла не без потерь…
Старшинов Н. К. "Планета "Юлия Друнина"
В 1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером, лауреатом Сталинской премии за сценарий фильмов «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». В 1960 году Друнина всё-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развёлся.
При росте своего материального благополучия, Юлия Владимировна стала отдаляться от простых людей и окружила себя людьми своего круга: поэтами, писателями, режиссерами, перестала интересоваться жизнью народа, их проблемами и заботами. Это отражено в ее стихотворении "Тетя Луша", написанное в 1962 году.
В каждом ее стихотворении, даже о любви, слышится эхо незабытой войны. Такое испытание редко забывают. Но и многие стихотворения о любви были посвящены ее мужу Алексею Яковлевичу.
Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер относился к Юле очень трогательно — заменял ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Он уладил ее отношения с П. Антокольским и с К. Симоновым. Он помогал ей выйти к широкому читателю. При выходе ее книг он даже объезжал книжные магазины, договаривался о том, чтобы они делали побольше заказы на них, обязуясь, в случае, если они будут залеживаться, немедленно выкупить их. Так, во всяком случае, мне сказали в магазине «Поэзия»…
Но самое главное — он сумел приучить ее к постоянному литературному труду. Если прежде она писала от случая к случаю, по вдохновению, то теперь она стала много и упорно работать все время. Расширился не только круг ее тем, но и жанров: она обратилась к публицистике, к прозе.
Старшинов Н. К. "Планета "Юлия Друнина"
Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.
...сдаваться она не привыкла. Это было не в ее характере: она была бойцом и оставалась им до конца. И ее вынужденный и в то же время добровольный уход из жизни, как и добровольный уход в армию, говорит не о ее слабости, а ее порядочности и силе: в конце концов, она могла бы достаточно благополучно дожить отпущенные ей годы, закрыв глаза на то, что не устраивало ее вокруг.
Так поступаем мы, многие. Смиряемся с обстановкой и живем.
Она была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, которые были неприемлемы для ее натуры и сильнее ее. И смириться с ними она не могла.
В последнее время у Юли было состояние постоянной неудовлетворенности если не всем, то многим, что происходило в стране.
Она болезненно переживала распад СССР. Встретив восторженно события 19–21 августа (она бросилась на Красную Пресню защищать Белый дом), уже 15 сентября того же года она написала в той же статье: «И все же, все же не хотелось бы впасть в эйфорию. Кое-что беспокоит. Очень! Не слишком ли подчас легко и лихо принимаются решения по сложнейшим вопросам?»
А одно из последних стихотворений она начала так:
Безумно страшно за Россию…
Старшинов Н. К. "Планета "Юлия Друнина"
Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года.
С 1943 по 1991 год Юлия Владимировна написала много прекрасных стихотворений, которые собраны в тома.
Она через свои произведения рассказала нам о войне, о жизни, о любви, делилась своими мыслями, чувствами и переживаниями.
Юлия Друнина одна из многих талантливых и одаренных писателей советского периода России, одна из многих советских людей, которые защищали нашу страну от фашистских немецких захватчиков.
И очень жаль, что наше и последующие поколения забывают участников ВОВ. Не только #рабочих людей, которые строили своими руками города, но и когда-то известных и талантливых защитников Отечества, которые были частью культуры советского #общества.
Источники:
- Википедия
- Старшинов Н. К. "Планета "Юлия Друнина"
- Т. 1. Стихотворения 1942-1969 годов.