В преддверии сотой публикации стоит посмотреть, что было раньше:
№12 Зачем нужна коробка передач?
№15 Какие электромобили покупают?
№16 Кто такой Тесла?
№17 Чем питается электромобиль?
№18 Зачем ограничивать скорость автомобиля?
№19 Какие бывают рекорды скорости?
№20 Что такое автоматическое торможение?
Ленину достались автомобили Императорского гаража. Первое время после революции обстановка в стране была напряженной. В 1918 году было два покушения на Ленина. В первом случае его автомобиль (предположительно Тюрка-Мери) был обстрелян на мосту через Фонтанку в Петрограде. Во втором — после выступления на заводе Михельсона в Москве в Ленина стреляла Каплан, и медицинская помощь оказалась результативной, не в последнюю очередь благодаря автомобилю Рено, который домчал вождя до Кремля. В начале 1921 года для обслуживания высших лиц государства создан Гараж особого назначения. В то время комплектовался он в основном автомобилями Роллс Ройс.
Сталин ездил на бронированном Паккарде. Попытки создания автомобилей со спецзащитой на базе отечественного ЗИС-101 оказались неудачными. В 1942 году начали проектировать новый автомобиль. Прототипом, естественно, стал Паккард. Правительственный лимузин компоновали по его шасси, восьмицилиндровый рядный двигатель также был скопирован. Внешне автомобиль в общих чертах повторял формы прототипа, но не имел с ним ни единой общей детали.
Одновременно создавались две версии: обычная — ЗИС-110 и специальная — ЗИС-110С. Из-за большого веса брони специальный ЗИС не мог ездить на большие расстояния, быстро изнашивались шины. Пришлось переделать лимузин, применив броню из нового вида стали. Этот автомобиль назвали ЗИС-110СО (специальный, облегченный), а впоследствии переименовали в ЗИС-115.
Хрущёв предпочитал машины с открытым верхом, в буквальном смысле слова выезжая в поля. Для этого использовался созданный ещё в 1947-м кабриолет ЗИС-110Б. Но уже проектировалась новая модель. После выпуска первых образцов ЗИЛ-111 в серию пошла модификация с кондиционером ЗИЛ-111А. Впервые советский автомобиль высшего класса оснащался автоматической коробкой передач. Внешний вид модели создал художник ГАЗа, который нарисовал Чайку, поэтому автомобили так похожи.
Первой модификацией стала, конечно же, открытая версия. Индекс ЗИЛ-111Б был зарезервирован, так что модель обозначили ЗИЛ-111В. Для кабриолета применили — электрогидравлическую систему подъема тента, достаточно было просто нажать кнопку. Серийно ЗИЛ-111А стали изготавливать в 1958 году, а уже в 1962-м полностью изменили кузов, придав модели совершенно другую внешность. Так появились варианты ЗИЛ-111Г и ЗИЛ-111Д, соответственно с кузовами лимузин и кабриолет.
Смена советского лидера в 1964 году стала поводом для заказа нового автомобиля. На этот раз зиловцы взяли реванш за предыдущие неудачи с машинами, копирование которых им вменяли. Модель проектировалась с нуля, это касалось и шасси, и двигателя, и кузова. Первый образец ЗИЛ-114 показали Брежневу в 1966 году. С некоторыми замечаниями, машину он одобрил. Затем выпустили укороченный пятиместный седан ЗИЛ‑117.
Восемнадцатилетнее правление генсека закончилась появлением следующей модели. ЗИЛ-4104 получил измененный кузов с высокой массивной решеткой радиатора, двигатель V8 и трехступенчатую автоматическую коробку. Существовало множество модификаций, в том числе санитарный универсал — ЗИЛ-41042, который на всякий случай ездил в кортеже немолодого генерального секретаря.
И вот наступила эпоха, когда генсеки стали меняться чаще, чем правительственные автомобили. Для Андропова в 1983 году выпустили ЗИЛ-41045. Отличался он от модели 4104 только мелкими деталями. А уже с весны 1984-го главным пассажиром его стал новый генсек — Черненко. Которого, чуть более года спустя, заменил последний генеральный секретарь СССР Горбачев. Последняя версия советского лимузина для него, ЗИЛ-41047 появилась в 1985-м, машина была, по сути, модернизированным ЗИЛ-41045. С высокой трибуны в это время звучали призывы к ускорению и перестройке.