Начало войны на Тихом океане для Японской империи складывалось довольно удачно. Японские адмиралы, в распоряжении которых находился один из сильнейших флотов в мире, помимо планов по экспансии в Юго-Восточной Азии, также имели планы и по массированным ударам уже по территории Соединённых Штатов Америки. Для осуществления внезапных воздушных атак на города США адмирал Исороку Ямамото инициировал разработку подводных авианосцев — подлодок специального назначения типа I-400 Sentoku.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Стоит сказать, что бомбардировка территории США производилась ещё до строительства подлодок типа Sentoku. Гидросамолёт-авиаразведчик Yokosuka E14Y, взлетевший с борта подводного носителя I-25, сбросил две зажигательные #бомбы на территории штата Орегон. И хотя возникший лесной пожар удалось быстро ликвидировать, а материальный ущерб был минимальным, эта бомбардировка континентальной части США — к слову, единственная за всю войну — произвела свой психологический эффект. Американские граждане, считавшие, что война их не коснётся, впервые ощутили на себе её отголоски.
Техническая спецификация была разработана в январе 1942 года одним из офицеров штаба главнокомандующего Объединённым флотом. Ямамото передал проект, в котором были изложены требуемые характеристики, командованию под грифом «совершенно секретно». Главными требованиями были рекордная автономность (свыше 70 000 км) и большой ангар, способный вместить более двух самолётов-бомбардировщиков.
Несмотря на столь высокие требования и весьма специфическое предназначение, проект получил дальнейшее развитие. Чертежи окончательно были утверждены в мае 1942 года, а строительство головного корабля серии началось в январе следующего. Изначально японцы планировали построить почти два десятка подобных субмарин, однако из-за гибели адмирала Ямамото было решено сократить серию до девяти подлодок. Позже японцы столкнулись с недостатком необходимых материалов, и в конце концов серия ещё раз сократилась — до трёх кораблей.
Для оснащения подводной лодки большим ангаром и местом для топлива и боеприпасов японские конструкторы применили различные технические решения. В ходе разработки проекта стало ясно, что #подлодка будет иметь водоизмещение свыше пяти тысяч тонн: традиционная конструкция корпуса при таких габаритах оказалась неприемлемой. По этой причине прочный корпус подводных авианосцев имел характерные особенности.
Главная особенность кораблей типа I-400 — это двухкорпусная конструкция. Корпус состоял из двух цилиндров и в горизонтальном разрезе напоминал цифру «8». Цилиндры соединялись прочной переборкой. Благодаря такой конструкции японцам удалось расширить подлодку и максимально уменьшить осадку, которая всё равно превышала семь метров. При длине 122 метра итоговое надводное водоизмещение составило 5 200 тонн, а подводное — 6 600 тонн. Это были крупнейшие подводные лодки Второй мировой войны.
Авиационный ангар, выполненный также в форме цилиндра, имел длину 37,5 м и ширину 3,5 м. Водонепроницаемость при погружении обеспечивала резиновая прокладка люка. Авиагруппа субмарины состояла из трёх поплавковых бомбардировщиков-торпедоносцев Aichi M6A Seiran, сконструированных специально для Sentoku. Они размещались в ангаре в складном виде. На борту подлодки для них имелись три 800-кг и двенадцать 250-кг бомб, а также четыре авиаторпеды.
Специалисты оценивали сами #самолёты неоднозначно. Малая скорость полёта, низкая манёвренность из-за поплавков и слабое стрелковое вооружение, представленное всего лишь одним 13-мм пулемётом, сильно ограничивали боевой потенциал авиагруппы Sentoku.
Процесс взлёта состоял из нескольких этапов. В надводном положении подводники открывали люк ангара и, выкатив самолёт на носовую палубу, собирали его и устанавливали на катапульту. Посадка же гидросамолёта осуществлялась на воду с дальнейшим подъёмом на борт лодки при помощи крана.
Подводная лодка подобных размеров нуждалась в силовой установке соответствующей мощности. Она состояла из четырёх дизелей суммарной мощностью 7 700 л.с. Запас топлива обеспечивал дальность надводного плавания в 40 000 миль (74 000 км): Sentoku была способна добраться до любой точки планеты без дозаправки. Под водой винты приводились в движение двумя электромоторами общей мощностью 2400 л.с. Подводная дальность плавания составляла 60 миль (110 км). Погружение занимало примерно минуту.
Экипаж Sentoku насчитывал 140-160 человек, и, традиционно для японского флота, условия их службы нельзя назвать комфортными. Банальное отсутствие какого-либо кондиционера и чрезвычайно маленькие каюты сильно ограничивали подводников: из-за нехватки спальных мест некоторым приходилось спать прямо в проходах или на палубе.
Помимо авиационного вооружения лодки типа I-400 Sentoku имели торпедное и артиллерийское. На носу субмарины были установлены восемь 533-мм торпедных аппаратов. Боезапас — 20 торпед. Артиллерия состояла из одного 140-мм орудия с дальностью стрельбы до 15 км, трёх трёхствольных и одного одноствольного 25-мм автомата.
К концу войны на Тихом океане японцы сумели ввести в строй лишь три подлодки типа Sentoku: головной #корабль I-400, а также I-401 и I-402. Строительство последней было завершено за пять недель до капитуляции Японии. Подводные авианосцы вступили в строй слишком поздно и никоим образом не могли повлиять на ход войны.
После войны все три субмарины были переданы США. Подлодки типа Sentoku произвели неизгладимое впечатление на американских адмиралов и кораблестроителей. После всестороннего изучения I-400 и I-401 были уничтожены близ острова Оаху на Гавайях, а I-402 затоплена у острова Гото. Операция по уничтожению японских подлодок получила кодовое название «Тупик». Секретные данные, полученные в ходе исследования подводных авианосцев, использовались при разработке субмарин, способных производить запуск ракет с ядерными боеголовками.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.