В Симферополе открыта мемориальная доска в память о выдающемся политике и журналисте Григории ИОФФЕ
Так хорошо, так справедливо, что мемориальная доска в честь нашего коллеги и друга Григория Иоффе открыта в Международный день солидарности журналистов! Григорий Адольфович словно опять соединил, собрал нас. Он был успешным и в политике, и в медийном деле. Поэтому у его дома на ул. Тургенева в Симферополе встретились соратники и с той, и с другой стороны. На барельефе мы увидели любимое лицо и непроизвольно потянулись к этой новой, теперь уже исторической точке притяжения.
Митинг открыл председатель Общественной палаты РК Александр Форманчук, товарищ и единомышленник Г. Иоффе. Напомнил, что именно из этого дома 17 ноября 2020-го мы провожали в последний путь неординарного политика, первого председателя Общественной палаты, умного, тонкого интеллектуала. Он искренне поблагодарил руководителей республики, скульптора Сергея Никитина за помощь в обустройстве мемориального места.
Глава Республики Сергей Аксёнов признался, что чувство горечи вызывает то, что Григорий ушёл, не окончив начатых дел.
— Он был настоящим другом, верным соратником и, главное, человеком, который не боялся высказывать свою точку зрения. Мне его очень не хватает, — Глава заверил, что все проекты, к которым подключался Г. Иоффе, будут достойно завершены.
Председатель Государственного Совета РК Владимир Константинов назвал Григория другом семьи. Вспомнил времена, когда его брат Сергей Константинов работал в газете «Крымский комсомолец», они с Иоффе были не разлей вода.
— Часть жизни вместе с ним ушла безвозвратно, — с нотой грусти произнёс спикер. — Сейчас отчётливее понимаешь, каким тонким юмором обладал этот человек. Порой он придавал проблеме повышенную остроту, чтобы потом легче искался компромисс.
В «Крымскую весну» Григорий поддержал её лидеров искренне, горячо, не оглядываясь на опасные сценарии исхода событий. Но В. Константинов считает, ещё больше он сделал для крымчан после возвращения на Родину. Когда помогал работать над Конституцией РК, первыми законами и когда возглавил лучшую в России Общественную палату РК.
— Наш долг — завершить издание книги, над которой в последнее время работал Григорий. Подумаем вместе, как это лучше сделать, — предложил глава парламента.
Ректор Крымского института постдипломного педагогического образования профессор Александр Рудяков словно на мгновение вернул нам Григория. Он предположил, как бы тот отреагировал на открытие ему мемориальной доски.
— Какая доска? Что вы выдумали? — стопроцентно зазвучали бы такие вопросы. И столько в них было интонаций ушедшего товарища, что собравшиеся поневоле заулыбались. А вообще, А. Рудяков признался, какая «странная» это работа — заниматься оформлением мемориальной доски для близкого человека. Сказал, что никому не пожелал бы подобного испытания.
Очень непросто было прийти на митинг вдове Григория Адольфовича — Людмиле Миловановой. Рана от утраты не заживает. Но она всё же нашла силы. Рассказала, что не сразу приняла предложение об установке мемориальной доски.
— Но друзья, коллеги убедили. И сегодня я рада, что Григорий будет вместе с нами в этом месте, — поделилась она чувствами с собравшимися.
Наш главред Ирина Иванченко выступила от журналистского сообщества.
— Многие из нас называют Григория Иоффе учителем, — обратилась она к коллегам. — В чём заключались его уроки? Ведь лекций нам он не читал.
И привела пример. Как-то завотделом «Крымского комсомольца» Григорий Иоффе узнал, что в пансионате на Южнобережье отдыхает семья пионера-героя Павлика Морозова. Он помчался встретиться, взять интервью, узнать, как она живёт сейчас.
— Что бы ты написала? — спросил у начинающего тогда репортёра Иванченко.
— Их воспоминания о героическом Павлике, — не моргнув глазом, выпалила та.
— А может быть, лучше о том, может ли называться сыном человек, вонзающий нож в спину отца? Есть ли будущее у страны, которая строит идеологию, опираясь на Каина?
Наш наставник обладал парадоксальным взглядом на жизнь и видел в остроте полемики то, на что не всякий обращал внимание.
Тёплые слова прозвучали из уст друга семьи Иоффе Светланы Шейн, главы муниципального образования г. Симферополь Виктора Агеева. Да и не вышедшие к микрофону тянулись друг к другу, здоровались, рассказывали, как прошёл год без Григория.
Мемориальная доска открыта. Спасибо скрипачкам из Крымского инженерно-педагогического университета за чудесное музыкальное сопровождение. Теперь есть куда положить цветы. И, стоя у неё, можно ещё раз прокрутить в памяти слова Александра Форманчука:
— Григорий Иоффе оставил в новейшей истории Крыма яркий след. Настолько глубокий, что он отражается в сегодняшних делах.
Продолжим его дело.
Наталия ДОРН
Фото Валентина ГУСЕВА