Понять красавицу арфу со всеми её чарующими изгибами, приятной тяжестью тела, с её аристократическим голосом и настойчивым требованием объятий… Понять и не спутать её педали, которых даже больше, чем в «Мерседесе», конечно же, проще мужчине. А вот изменить традиционное представление об арфе пытались чаще всего женщины!
Часть 1. Элис Колтрейн
Эта арфистка даже не исключение, а нечто из ряда вон! - Элис Колтрейн, урождённая Элис Маклеод (1937 — 2007 гг). Супруга великого джазового новатора-саксофониста Джона Колтрейна. При этом, в отличие от многочисленных жён тех же «битлов», ещё и вполне самостоятельная, интересная джазовая пианистка с хорошей классической подготовкой. Кстати, развивавшая свой музыкальный талант с семи лет, совершенствовала она его под руководством сразу двух джазовых гениев — супруга Джона и одного из архитекторов и новаторов жанра, пианиста Бада Пауэлла.
Она познакомилась со своим будущим, по горло увязшим в «дури» мужем, в 1962 году во время студийной записи. В 65-м они поженились, а годом позже Элис заняла место за фортепиано в квартете своего супруга, заменив выдающегося пианиста Маккоя Тайнера и став таким образом полноправной участницей самых смелых фри-джазовых проектов Колтрейна 1966 — 67 гг.
Решительная женщина, убеждённая индуистка, Элис помогла таки своему мужу выкарабкаться из наркотической пропасти и совершить последний рывок к заоблачным вершинам джаза. Вдобавок ко всему она родила Джону ещё двух Колтрейнов — Рави и Орана, ставших впоследствии крепкими саксофонистами.
Смерть супруга в 67-м стала для Элис не только незаживающей раной (до самой своей смерти она в знак траура так и не вышла замуж), но и мощнейшим творческим импульсом. Продолжая дело Джона, она последующие десять лет стабильно выпускала в год по крепкому авангардному альбому. Самым плодотворным для неё стал 70-й, когда вышли сразу две замечательные пластинки — Ptah the El Daoud, названная так в честь египетского божества, и Jorney at Satchidananda, творческий отчёт о её путешествии по Индии — пара спиритических сеансов с достижением высшей точки нирваны, поминанием к ночи Рамакришны и вызовом духа Джона Колтрейна.
Оба альбома г-же Колтрейн помогли записать бывшие соратники её супруга — Фароа Сандерс, Рашид Али, а также Чарли Хэйден, Джо Хендерсон, Рон Картер.
Сама же Элис, являясь автором всех композиций обоих альбомов, бэнд-лидером, не только прекрасно солировала за фортепиано, но и смело расширяла возможности арфы как джазового инструмента, способного успешно заменить рояль.
Для того, чтобы оценить все грани таланта Элис, послушаем две композиции с альбома 1966 года Ptah, The El Daoud. В первой - Turiya & Ramakrishna - оценим её как пианистку, а во второй - Blue Nile - уже как очень интересную джазовую арфистку.
При этом вспомним, что обе эти композиции сочинила сама Элис.
Часть 2. Дороти Эшби.
Примерно в то же время, что и Элис Колтрейн, в середине 50-х, наставить арфу на путь джазовый попыталась и другая чернокожая леди — Дороти Джин Томсон, более известная в джазовых кругах как Дороти Эшби (Dorothy Ashby, 1930 — 1986).
Дочь гитариста Вилли Томсона, она уже в нежном возрасте начала подыгрывать отцу на фортепиано. Позже, на музыкальном отделении Высшей школы Детройта, она кроме фортепиано освоила саксофон, контрабас и арфу. Кстати, вместе с Дороти грызли гранит музыкальной науки и знаменитые в скором будущем гитарист Кенни Баррелл и трубач Дональд Берд.
Получив ещё одно высшее музыкальное образование, Дороти окончательно определилась с инструментом и сумела-таки доказать коллегам по детройтской сцене, что арфа в джазе вполне себе является ансамблеобразующим инструментом! Более того, в конце 50-х мисс Эшби как-то умудрялась совмещать выступления на танцах и свадьбах с записями в студиях с такими музыкантами, как Фрэнк Уэсс и Эд Тигпен.
Её приглашали на концерты, поиграть вместе с Вуди Германом, Луи Армстронгом. И между этими концертами были другие концерты — с мужем, барабанщиком Джоном Эшби, уже в составе их собственного трио.
А ещё было ведение персонального радиошоу, театральные постановки, музыку к которым писала сама неугомонная арфистка...
Тем временем известный джазовый журнал «Даун Бит» включил Эшби в число наиболее интересных музыкантов начала 60-х. Однако пластинок за свою творческую жизнь Дороти записала немного, всего с десяток. Большая часть её творческих порывов ушла в музыку для театральных постановок и продюсирование спектаклей, в которых Дороти участвовала ещё и как актриса. Более того, деньги, заработанные джазовыми концертами, она тут же направляла на развитие своего театрального проекта. Возможность вкладывать в театр ещё больше давали и многочисленные сессионные записи с поп- и соул-артистами, в том числе и со Стиви Уандером. В общем, если бы её энергию да в джазовое русло, её самобытность да в те легендарные студии звукозаписи 60-х, то хороших пластинок на этом свете точно было бы ещё больше!
Продолжение следует.
Пощипывал струны джазовой арфы Лев Комов.
Читайте ещё на канале "5 лучших!":
- Джазовый саксофон: заклинатель женщин.
- Билл Эванс: шедевр, записанный в кабаке.
- Когда классическая скрипка бросается в джаз и этнику.
- В погоне за идеальным звуком (Для погруженных в тему бесконечного улучшения домашней хай-фай-системы!).