Найти тему

Обзор фильма "Бабадук", 2014

Шесть лет назад Амелия в один день потеряла мужа и родила сына. Сэмуэлю идёт уже седьмой год, но ему везде мерещатся чудовища. Однажды перед сном мальчик просит маму почитать ему найденную книгу об ужасном монстре. С этого момента его страхи получают физическое воплощение в жутком Бабадуке — и он, и Амелия перестают отличать свои фантазии от реальности. Аннотация фильма.

Знаете, еще когда я посмотрела этот фильм в первый раз, я подумала, что это... странный фильм. Как мистический триллер он, в общем, никуда не годится и не так уж пугает. Однако если смотреть на него не как на типичный хоррор, а как на нечто иное, то фильм становится куда мрачнее и страшнее.

Живут себе женщина с сыном 6 лет. И вдруг находят дома странную книжку про монстра Бабадука, преследующего тех, кто о нем узнал. Страшненькую книжку, так полюбившуюся ее сыну, женщина выкидывает — чтобы обнаружить потом на своем крыльце снова. И мальчик жалуется, что его преследует Бабадук, да и женщина сама начинает его видеть...

-2

Так кто же такой этот самый Бабадук? Это привидение? Демон? Монстр?

...Шесть лет назад муж Амелии погиб, везя жену в роддом. И все эти шесть лет Амелия никак не может научиться любить сына. Простить ему. В финале соцработникам Сэм говорит, что семилетие — его первый день рождения, до этого дни рождения они не праздновали, по крайней мере день в день. По всему фильму заметно, что Амелию сын раздражает, он ей неприятен (возможно для этого мальчика на эту роль подобрали такого, своеобразного). Она честно пытается быть хорошей матерью — пока не появляется Бабадук. Пугающий ее сына, пугающий ее саму, монстр из шкафа, пытающийся захватить власть над душой Амелии. Монстр, которому нужно посмотреть в глаза, найти в себе смелость признать его существование, чтобы победить и уничтожить его.

Материнская вина, материнская нелюбовь, невозможность принять собственного ребенка — вот про что этот фильм. Про чудовище пострашнее Бабадука. Недаром Сэмми потом будет ранен — ранен именно матерью, в которую вселяется Бабадук. И заживёт ли эта рана, зрителю неизвестно.

Финал истории кстати не сказать чтобы очень счастливый. Вроде бы Амелия изгоняет Бабадука из себя, не даёт ему обидеть сына, в финале она просветлевшая, успокоенная празднует с Сэмми его день рождения.

-3

Но перед праздником несет в подвал миску с червями, где в темноте скрывается Бабадук, ослабевший, побежденный... Пока побежденный. Не уничтоженный. И Амелия его кормит.

Так что по всему выходит, что фильм этот вовсе не хоррор. Это практически наглядное пособие про то, что часто называют "темной стороной материнства". Фильм про то, каким выглядит мир для человека в тяжелой депрессии.
И я совершенно не удивлена тем, что режиссер этого фильма — женщина.