Знаменитый фильм Петра Тодоровского «Интердевочка» произвел в конце 80-х мировой фурор и стал лидером советского кинопроката, однако картина и по сей день является, к сожалению, недооценённой. Недооценён этот фильм по причине того, что массовый зритель так по сей день и не распознал заложенных создателями смыслов.
За границей фильм подавался исключительно как прорыв советской цензуры, и под этим углом воспринимался зрителем. Советский зритель был отвлечен от смысла картины возможностью подсмотреть в неведомый мир валютных жриц любви. Тем более что эти персонажи были исполнены эффектными актрисами и получились чрезвычайно яркими.
Если вы попробуете пересмотреть фильм в наши дни, когда девушками с пониженной социальной ответственностью уже никого не удивить, то на первый план выйдет линия отношений главной героини и ее мамы Аллы Сергеевны. Центральный сюжет картины рассказывает о том, как по этим любящим друг друга людям, оставив страшный рубец, прошлась эпоха перемен.
Другой мир
В отечественной культуре 90-х годов педалировалась тема загадочной русской души. После того как пали оковы тоталитаризма, наиболее свободолюбивые граждане бросились в объятия капиталистического мира. Но в ходе этого совокупления очень быстро столкнулись с резкой острасткой со стороны иностранных партнёров. Люди цивилизованного мира при ближайшем рассмотрении оказались меркантильны и циничны в деловом подходе.
Разность менталитетов постсоветская интеллигенция быстро объяснила отсутствием у иностранцев широкой русской души. Хотя еще в 1989 году создателями фильма «Интердевочка» под эту разность был подведен экономический фундамент.
Когда унывающая в чужом и холодном мире Таня встречает соотечественника и приятного человека Виктора, она счастлива и приглашает его в гости, надеясь, что супруг Эдвард за нее порадуется. Но экономный Эдвард запрещает ей впредь щедро угощать гостей и дарить дорогие подарки. Таня негодует и осуждает такой образ жизни, и тогда муж-иностранец на пальцах объясняет ей и зрителю, что такое кредит. Эдвард — добрый человек, и с душой у него всё в порядке, но Таня ввергла широтой своей души их домохозяйство в банкротство, и он вынужден экономить на всём.
Для позднесоветских людей поведение Эдварда было непонятно, и они искренне сочувствовали Тане, которую ущемляют в том, что в СССР было естественным, — приглашать гостей и дарить подарки. Сейчас большинство людей согласятся с Эдвардом, и никакая загадка русской души здесь ни при чем. Это бытие определяет, таким образом, сознание.
Советское и антисоветское
Доживающий свои дни Советский Союз показан в этой картине не с точки зрения советских людей, а глазами уже наслаждающихся преимуществами капитализма валютных фей. Для них этот мир уныл и населен серыми людьми.
Единственная жемчужинка — симпатичная соседка главной героини Лялька, которая, примерив шубу из дорогих мехов и ослепленная блеском драгоценностей и дорогой косметики, не видит для себя иной судьбы, кроме как продаться иностранцу. По крайней мере, до тех пор, пока не становится свидетельницей страшного финала.
Если отображением захватывающего все большее пространство в стране советов нового уклада в фильме являются «Интердевочки», то старые устои отображает мать Тани, советская учительница. Она по инерции все еще несет в себе разумное, доброе, вечное, но родная дочь втайне ведет вторую жизнь, отрицающую всё то, чему учила мать, а ученики не воспринимают всерьез и издеваются.
У фильма очень сильный финал. Алла Сергеевна, оплёванная и осмеянная, мучительно уходит в небытие, в то время как ушедшая в новую лучшую жизнь Таня мчится по автотрассе, пытаясь вернуться в былое, но уже поздно.
Прожившая достойно всю свою жизнь Алла Сергеевна ушла вместе с Союзом и, как Союз, осуждаемой. И повинны не только те, кто осуждал, но и те, кто не заступался. «Фильям» является мрачным и в каких-то моментах даже неприятным отражением своего времени. Однако на отражение не стоит пинать, даже если это отражение в мутной луже.