Найти тему
Разночинец-нигилист

Вера советских людей в коммунизм растворилась в потребительской рутине

В наше время уже довольно сложно понять, как существовал тот энтузиазм в Советском Союзе в 1960-е годы, когда люди действительно верили в идеалы социализма, романтику строительства новых городов на крайнем Севере и массово шли в космонавты, геологи, летчики. И каким образом этот энтузиазм постепенно спадал, что привело в середине 1980-х годов к практически полному равнодушию к самой идее не только социализма, но и социального равноправия как такового, к возобладавшему потребительству и распаду Советского Союза. Самое удивительная вещь заключается в том, как за короткий срок - всего 25-30 лет- произошли столь сильные изменения.

Реальная жизнь советского гражданина вовсе не соответствовала тем стереотипам о крайней бедности жителей Советского Союза, которые возобладали в СМИ в 1990-е гг. К истории нужно подходить конкретно, т.е. не говорить обобщенно, а рассматривать каждый период отдельно. В данном материале речь идет о двадцатилетии 1960-1980-е гг. – пике развития советского общества. В это время СССР достиг огромных успехов в промышленности, науке, культуре и других сферах. По уровню потребления Советский Союз приближался к среднеразвитым странам Европы. Миллионы людей переезжали из деревни в город, основной этап урбанизации приходится как раз на 1960-1970-е гг. Само общество сильно изменилось по своей структуре и потребностям. В этой связи неудивительно, что на волне общественного прогресса вера в социализм получила второе дыхание.

Что касается идеологии, то важно отметить, что школьники послевоенной эпохи выросли на романтических представлениях о героях войны, партизанах, разведчиках. Но постепенно со сменой поколений и усложнением общественных потребностей, интересы молодых людей изменились, они вслед за взрослыми хотели приобщиться к стандартам массовой потребительской культуры. Молодежь стала увлекаться рок-музыкой, западной массовой культурой, стремясь приобрести магнитофон и джинсы, что было самым актуальным в образе «стиляги» того времени. Сказалась и память о прошедшей не так давно страшной войне. Никто не желал ещё раз погрузиться в военные будни, память о которых у многих советских людей присутствовала.

В позднесоветском обществе возобладало нейтрально-равнодушное отношение к идеологии, что выразилось в погружении большинства граждан в личную потребительскую жизнь. Вера советских людей в социализм постепенно растворилась в потребительской рутине. Проблема также заключалась в том, что само руководство КППС навязывало людям образ коммунизма как бесплатного супермаркета, где можно бесплатно потреблять. Завышенные ожидания населения разбились об экономические трудности и рост дефицита. Советская система оказалась недостаточно гибкой, чтобы ответить на исторические вызовы – падение цен на нефть, обострение международной ситуации в начале 1980-х гг. и т.д. В этой ситуации все больше людей стали задаваться вопросом: почему люди в западных странах живут лучше? В ходе перестройки Горбачева вся страна плавно скатывалась в капитализм во всех сферах жизни. КПСС дискредитировала себя, вера в социализм рухнула, фактически СССР распался раньше декабря 1991 года – в августе того же года, когда после провала ГКЧП и запрета КПСС, многие люди сжигали на площадях свои партийные билеты.