В современных культурах многие материалы, используемые древними египтянами, считаются полудрагоценными (например, бирюза) или дешевыми (например, стекло).
Для египтян же значение имела не только ценность или редкость материалов (хотя, конечно, золото и серебро ценились особенно высоко), но, прежде всего, символическое значение цветов и выразительность изображения, которое они могли создать из них. Цвета не использовались случайным образом, но предназначались для передачи смысла и придания изображению большей магической силы.
#история древнего египта #боги египта
Слово “iwn” (цвет) также переводится как “характер”, “цвет лица” и “природа”, подтверждая, что цвет рассматривался как тесно связанный с сущностью бытия вещи.
Древнеегипетская палитра была сформирована из шести цветов: зеленый (вадж); красный (дешер); синий ( хесбедж); желтый (хенет); белый (хедж); и черный (кем).
Древние египтяне использовали минеральные соединения для придания красок своему искусству. В результате некоторые цвета все еще остаются яркими и красивыми тысячи лет спустя. Они делали украшения из аметиста, граната, яшмы, оникса, гематита, бирюзы, лазурита, меди, малахита (разновидность медной руды), золота, серебра, фаянса и раковин.
#древний египет
ЗЕЛЁНЫЙ
Слово Вадж (зеленый) также означает “процветать” или “быть здоровым”. Иероглиф представлял растение папирус, а также зеленый камень малахит (вадж). Зеленый цвет символизировал растительность, новую жизнь и плодородие. В интересной параллели с современной терминологией действия, которые сохраняли плодородие земли или способствовали развитию жизни, были описаны как “зеленые”.
Осирис был богом мертвых, жена которого, Исида, волшебным образом зачала сына, Гора, и древние египтяне верили, что он может помочь им пробраться в вечный рай, который был поразительно похож на их земную жизнь (но без какой-либо боли или страданий). Это замечательное место иногда называли “малахитовым полем".
Боги Земли и плодородия, такие как Геб и Осирис, изображены с зеленой кожей, что указывает на их способность поощрять обилие растительности. Однако древние египтяне признавали цикл роста и распада, и поэтому зеленый цвет также ассоциировался со смертью и силой воскресения.
Малахит олицетворял радость и был тесно связан с богиней Хатор. Молотый малахит использовался в качестве пигмента в живописи и скульптуре, и малахитовые украшения высоко ценились. Макияж глаз, сделанный из измельченного малахита, как известно, защищал от некоторых болезней глаз, но ношение его также рассматривалось и как призывание защитной силы богини.
Хатхор также ассоциировалась с другим популярным зеленым камнем, бирюзой, известным как “мефкат".
КРАСНЫЙ
Красный был мощным цветом из-за его связи с кровью, в частности, защитной силой крови Исиды. Амулет Tет (также известный как “Узел Исиды”), который помещался у горла мумии, часто делался из красного камня.
В Книге мертвых указано, что Tет должен быть изготовлен из красной яшмы, но также были найдены образцы из сердолика и красного стекла.
Древние египтяне предпочитали красные камни яшму (“хенмет”, возможно, от глагола “радовать”) и сердолик (“херсет”, что в поздний династический период означало “печаль”). Они также с большим успехом использовали сардоникс и стекло, а также делали насыщенную красную краску из оксидов железа и красной охры.
Маленькие красные сердечные амулеты носили люди с больным сердцем, чтобы заручиться божьей помощью в борьбе со своей немощью.
Красный цвет, однако, также мог символизировать гнев, хаос и огонь и был тесно связан с Сетом, непредсказуемым богом бурь. У Сета были рыжие волосы, и считалось, что люди с рыжими волосами связаны с ним.
В результате египтяне описывали человека в припадке ярости как имеющего “красное сердце”.
Сет ассоциировался с пустыней и чужими местами, а значит, с хаосом и опасностью. Наше слово “пустыня” происходит от египетского “дешрет”, "красное место". Однако ему также приписывали победу над змеем Апопом, и поэтому он и красный цвет были связаны с победой, и он был покровителем египетской армии.
Красный цвет рассматривался как противоположность белому (что представляло чистоту), но когда они соединялись, они представляли единство и полноту. Двойная корона Египта была сочетанием Белой короны Верхнего Египта и Красной короны Нижнего Египта.
Красный цвет был связан с огненным аспектом солнца и богиней Сехмет, “Госпожой пламени". Амулет, изображающий Глаз Ра, был сделан из красного камня, а солнечный диск, который она носила на голове, часто был красным.
Красный тоже может быть невезучим или опасным. Жрецы- заклинатели писали особо могущественные или важные фразы красным цветом, а слова, описывающие злые дела и описывающие несчастливые дни, также были написаны красным. В одном случае весь папирус об Апопе был написан красным цветом.
СИНИЙ
В Древнем Египте синий был цветом небес и, следовательно, олицетворял вселенную. Многие храмы и склепы имеют темно-синий потолок, испещренный крошечными желтыми звездочками.
Синий также является цветом воды и, следовательно, цветом Нила и первобытных вод хаоса (известных как Нун). В результате синий цвет ассоциировался с плодородием, возрождением и силой творения. Голубые стеклянные или фаянсовые бегемоты были популярными символами Нила, и бог-создатель Амон часто изображался с синим лицом. Согласно мифу, волосы богов были сделаны из драгоценного лазурита (хесбедж).
Для живописи древние египтяне делали синие пигменты из ряда минералов, в том числе азурита (тефер) и меди (биа). Однако самым известным и ценным пигментом был “Египетский синий”, который получали путем кипячения кварца (кремнезема) с медью (в виде малахита), карбонатом кальция и натроном. Это было дорого и сложно, но получился красивый темно-синий цвет, который был очень популярен.
Египтяне с большим успехом использовали лазурит и голубое стекло в своих украшениях.
Бусины из лазурита, найденные в захоронениях доисторического периода, свидетельствуют о том, что даже в это раннее время древние египтяне торговали со своими довольно отдаленными соседями из Месопотамии. Его темно-синий цвет символизировал плодородие и удачу. Полевой шпат добывали в восточной пустыне. Он более светлого синего цвета, но также означает удачу и плодородие.
ЖЁЛТЫЙ
В Древнем Египте желтый цвет ( кенит) представлял собой то, что было вечным и неразрушимым и было тесно связано с золотом и солнцем. Считалось, что золото-это вещество, из которого состоит плоть богов, и многочисленные культовые статуи их были либо сделаны из золота, либо покрыты листовым золотом. Кожа бога часто была окрашена золотом в двухмерных изображениях.
Саркофаг фараона был сделан из золота, так как считалось, что после смерти он станет богом. Фараонов снабжали множеством золотых амулетов и украшений во время мумификации, в том числе, и золотой маской. Золото- это нетленность, неизменность, вечность.
Золотой амулет “Шен” помещали на грудь мумии, чтобы дать умершему защиту Ра и гарантировать, что он или она будет жить до тех пор, пока светит солнце.
В нетронутом захоронении Тутанхамона археологи обнаружили красивую погребальную маску из цельного золота и лазурита, а также гроб из цельного золота весом 300 фунтов и ассортимент красивых золотых или позолоченных похоронных принадлежностей. Фараон Псусеннес I, был похоронен в прочном серебряном гробу и в красивой маске из цельного золота.
Египетские женщины, как правило, изображались с желтой кожей. Влиятельных чиновников часто изображали с желтой кожей, указывающей на то, что они проводили больше времени в помещении, вдали от солнечных лучей. Изображения групп людей часто чередуют желтую и коричневую кожу, чтобы отличить членов группы, и молодые люди чаще изображаются со светлой кожей.
Древние египтяне также делали желтые пигменты, такие как желтая охра (железная руда) и массикот (оксид свинца). Они также использовали осадок, сульфид мышьяка. Желтый цвет иногда был взаимозаменяем с белым, что символизировало чистоту.
БЕЛЫЙ
В древнеегипетском искусстве белый цвет олицетворял чистоту и могущество. Многие священные животные были белыми. Белую одежду носили во время религиозных ритуалов, и выражение “носить белые сандалии” означало "быть жрецом".
Многие символические религиозные предметы и инструменты были сделаны из белого алебастра, такие как сосуды для жертвоприношений и возлияний, сосуды для каноп и даже стол для бальзамирования.
Белый цвет также рассматривался как противоположность красному из-за ассоциации последнего с яростью и хаосом, и поэтому эти два цвета часто сочетались для представления полноты. Две короны, которые были объединены в двойную корону, "Пшент", были белой короной Верхнего Египта и красной короной Нижнего Египта.
Священный город Мемфис первоначально был известен как “Инеб хедж”, что обычно переводится как “Белые стены”, а белый цвет был геральдическим цветом Верхнего Египта.
Слово “хедж” означает как "белый", так и "серебристый". Серебро очень высоко ценилось в Египте и было довольно редким, Оно даже называлось “белое золото”. Символически серебро связывали с Луной.
Египетский текстиль, как правило, был кремового цвета, но белая ткань высоко ценилась. В "Речениях Ипувера" автор показывает, насколько все стало плохо в его время, сокрушаясь: “Ни у кого нет белых одежд!!!". Белую краску изготовляли из мела или гипса, которых в Египте в изобилии.
ЧЁРНЫЙ
Египтяне ассоциировали черный цвет с плодородием и воскресением, потому что большая часть их сельского хозяйства зависела от темного ила, остающегося каждый год на берегах реки Нил после паводка. Когда они использовались для представления о воскрешении, черный и зеленый были взаимозаменяемы.
Например, боги Осирис и Геб изображались как с черной, так и с зеленой кожей, чтобы подчеркнуть их связь с плодородием.
Египет был известен как Кемет, “черная земля”, и считается, что это была ссылка на плодородные земли, а не описание этнической принадлежности.
Черный также может быть связан с хаосом и посторонними. Нубийцы были изображены с черной кожей:
в то время как азиаты, ливийцы и египтянки были изображены с желтой кожей, а египтяне-с красной кожей:
Тем не менее, считалось, что чёрный способен и контролировать хаос: целебные амулеты изготавливались почти исключительно из черного камня.
Черную краску делали из сажи или древесного угля, а иногда и из марганцевой руды. Черный оникс был популярным драгоценным камнем, а черное дерево (которое получило свое современное название от египетского “эбен”) также высоко ценилось. Его часто сочетали с слоновой костью, чтобы сделать красивую мебель. У Тутанхамона в гробнице была доска для сенета из черного дерева и слоновой кости, чтобы он мог вечно наслаждаться популярной игрой.