Найти тему

Crescendo (обзор новеллы)

Простые радости школьной жизни, перипетии судеб и неумолимое время, превращающее всё в светлые и не очень воспоминания.

Эксклюзивная CG, которой не было в первоначальной английской (а стало быть и в русской) версии. Посему я и сам её впервые вижу. Источник: gelbooru.com.
Эксклюзивная CG, которой не было в первоначальной английской (а стало быть и в русской) версии. Посему я и сам её впервые вижу. Источник: gelbooru.com.

Здравствуй, дорогой читатель!

Знаете, я очень давно не делал обзоров на короткие и небольшие новеллы вроде «Литературного клуба» или «Моэ Эры». Посему сегодня речь пойдёт как раз о не очень большой (время прохождения ~10-13 часов) новелле, выпущенной ещё в 2003 году (и переведённой в те же годы), именуемой как «Crescendo». Какой же вышла ВН о любовных перипетиях старшеклассников? Правда ли, что название в русской локализации «Прелести порока» неверно, можно ли считать удачным романтическое эроге с устаревшим дизайном и почему так хорош регтайм? Об этом, и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. Завязка.
Автор: D. O. Год выхода: 2001. Оригинальный язык: японский. Средняя оценка на vndb: 7,39 (1525 голосов), личная оценка: 8,1.

Персонажи новеллы. В верхнем ряду: Юка Отова, Каори Шита, Аями Сасаки. В нижнем ряду: Киоко Ашихара, Рио Сасаки, Кахо Нагира. Источник: скриншот из визуальной новеллы «Crescendo». ©D.O.
Персонажи новеллы. В верхнем ряду: Юка Отова, Каори Шита, Аями Сасаки. В нижнем ряду: Киоко Ашихара, Рио Сасаки, Кахо Нагира. Источник: скриншот из визуальной новеллы «Crescendo». ©D.O.

Старшекласснику Сасаки Рио осталось всего пять дней до выпуска, но поскольку парень уроки прогуливал, пришлось походить на доп. курсы, параллельно готовя с одногодкой Нагирой Кахо и кохаем Киоко Ашихарой последний выпуск журнала, издаваемого их литературным клубом (да, тут тоже клуб, где герои читают). Но вместо спокойного выпускного на главгероя сваливается ворох проблем: под самый выпуск то Киоко в любви признается посредством письма, то школьная медсестра Каори Шито о помолвке объявит (а к кому теперь за кофием ходить?), то проститутка-одноклассница Юка Отова слишком часто глаза мозолит, то... сестра Аями объявит печальную новость, что с Рио захотела встретиться его биологическая мать (да, Аями неродная, но ухаживает за братцем как за своим). И предстоит герою в последние дни учёбы выбрать, чьи проблемы – чужие, а может даже и свои – решать и кого он самом деле любит. Или может, стоит навестить музыкальный класс, где тихая девочка Мия играет регтайм на фортепиано?

1.2 Простые школьные неурядицы. Важность воспоминаний.

Сама новелла на первый взгляд проста: уже на первый день (всего дней пять) видно, что все девушки влюблены в главного героя и никак иначе. При этом даже по ходу истории, у некоторых зародившаяся влюблённость покажется странной, а где-то даже порочной, неправильной. Но даже так, само раскрытие причин здесь есть, что уже немаловажно. История же, с которой я бы рекомендовал знакомиться прежде остальных (хотя у игры нет строго порядка прохождения), также проста. Обычный любовный многоугольник (ибо у Кахо уже есть парень). Даже не столь категоричный как в каких-нибудь «Школьных днях», где борьба за любовь подлинная война (а не как в этой вашей «госпоже Кагуе»), ибо тут действительно друзья. И желают они друг дружке счастья, отчего тяжело им за любовь бороться: ведь не лучше всё оставить как есть? Но ответ будет однозначным: нет, как бы не хотели герои до последнего скрывать свои истинные чувства (собственно, они их и скрывают до последнего, развязка свершается за день до выпускного), конец верёвочке будет. И надо будет принять решение, притом кому-то отказать. И хотя внешне никто обиженным не уйдёт, тайком будут пролиты неизбежные горькие слёзы.

Разумеется, флешбеки будут поданы в сепии. Источник: там же.
Разумеется, флешбеки будут поданы в сепии. Источник: там же.

Что особо радует, удалось показать обоснованность выбора героя, так ещё и сделать это в чём-то оригинально: посредством многочисленных, но уместных флешбеков. Тут ведь даже не 10 дней как в «Цукихиме» и за столь короткое время влюбиться очень тяжело. А вот осознать, переворошив старые воспоминания, что уже долгое время вы очень близки и стоит попробовать развить отношения дальше – вполне возможно. И ведь верно, что во многом именно воспоминания, связанные с кем-то, могут влиять на нас нынешних. Что ещё красиво подано, так коварность самих воспоминаний: многие из них сами по себе не приходят, нужен тот или иной толчок. И пусть идея в игре подана неидеально, удалось относительно правдиво показать, что с любой из пяти героинь (не только в этом треугольнике) у Рио есть счастливые и грустные воспоминания и в зависимости от того, решит ли он им давать ход или нет, и будет попытка завязать уже иные отношения.

Впрочем, даже если и не получится, то жизнь на этом не заканчивается, а время и окружающий мир идут своим чередом. Это показано двумя примерами: во всех пяти арках в конце четвёртого дня идёт дождь (природе нет дела до людских проблем), а также, куда яснее и чётче – выпускной на пятом дне состоится в любом случае. Даже если выбрать убежать от проблем, всех отвергнуть и не сражаться за счастье, не желая через кого-то переступать.

1.3 Подлинные и мнимые прелести порока. Атмосфера.

То, что свершится в любом случае. Источник: там же.
То, что свершится в любом случае. Источник: там же.

Но где же сам порок, который локализаторы приплели в название (не смотря на это и местами грубые словечки, видимо, с английской версии, что тоже качеством не блистала, это лучший перевод от Macho Games – а я читал их версии нукиге, выглядящие хуже гугл-транслейта), которое в оригинале звучит как ~Eien da to Omotte Ita Ano Koro~? В переводе это звучит примерно как «~Тогда я думал, что это навсегда~» и куда больше подходит новелле. Ведь в первых историях и порока нет: всего две H-сцены на две арки; «Cross†Channel» тогда что, беспросветное порно? Справедливости ради, есть некоторая доля истины и в названии от переводчиков. А как иначе, если пусть и в силу своих причин, сиюминутной ярости и крушении прежних основ появляется желание осквернить то, что было столь дорогим, но во что была утеряна вера? Получая ни с чем не сравнимые боль и наслаждение от вкушения запретного плода... Тема нарушения запретов и поступков, кажущихся с точки зрения «общественной морали» и всплывает в трёх других арках «Крещендо»: более того, там у героинь даже психологические травмы из прошлого всплыть могут.

Сие порождает и неоднозначные варианты решений: если где-то барьеры по большей части «в голове» и запрет лишь общественный, не личный, то как быть с переплетением множества чувств, что зовётся любовью? Любовь ведь разного типа бывает: от глубокой почти материнской опеки, до безумной страсти и именно физического влечения. И как это вообще можно совмещать? Или попробовать выбрать только одно? До сих пор у меня неоднозначное отношение к плохой и хорошей концовке одного из рутов, ибо такую резкую смену отношений я принять до конца не могу.

Нечто сродни «Крылья, которые не могут летать»... Это же почти что «Высь»!
Источник: там же.
Нечто сродни «Крылья, которые не могут летать»... Это же почти что «Высь»! Источник: там же.

А бывает и так, что кому-то может понадобиться помощь, дабы выбраться из не простой жизненной ситуации. Иначе может легко и просто засосать обратно, ведь шлейф прошлых ошибок неотступно следует за нами. И при всём этом в «Крещендо» удалось показать (и вновь красиво), что даже у падших, казалось бы, женщин, есть и мораль, и свои представления о добре и зле. И даже вера в святое и сокровенное, что, как ни парадоксально, позволяет оставаться в душе чистым человеком (и уж точно лучше многих окружающих), будучи изгоем, которого в лучшем случае не тронут, если мед. помощь понадобится, а в худшем – пнут; жестокости окружения в новелле тоже уделено внимание.

Ну и не могу похвалить неглавные, но очень приятные детали: всегда интересно посмотреть на работу клуба, членам которого не побоку на их занятие. Рио, Кахо и Киоко в своём клубе действительно читают, дарят друг другу книжки и даже выпускают журнал с рецензиями на понравившиеся произведения. Есть и традиции проводов выпускающихся членов кружка, и так далее. Кроме того, здесь даже Юка читать любит! (Для сравнения, в «Моих девушках» никто о подобных хобби не заикался.) Кто-то может любить кино, кто-то целиком уйти в дела семейные, а кто-то со всей страстью посвятить себя без остатка музыке (про музыку мы ещё поговорим отдельно). И это не говоря о «мелочах» навроде проблемы взросления, когда уже не дети, но ещё не взрослые тянутся во взрослую жизнь, для чего и ведут себя максимально «круто» (хотя скорее, забавно и неестественно), и курить пробуют – можно найти прелести и в таких «пороках». И веришь ведь, что тут именно молодые люди со своими желаниями, тараканами и в целом, добрыми намерениями.

2. Персонажи.

Рио (Рё) Сасаки – главный герой новеллы, старшеклассник. Поскольку учился кое-как (хотя и посчитал, сколько уроков сможет прогулять и при этом получить аттестат), вынужден был походить на подготовительные курсы. Член литературного клуба, в который, в отличие от класса, наведывается регулярно. Завсегдатай школьного медпункта. Внешне суров и нелюдим, в душе сильно беспокоится за своих друзей и близких. Не любит драматичное кино, поскольку прошибает его на слезу. Живёт с неродной сестрой Аями, перед которой имеет большой грех.

Кахо Нагира – президент литературного клуба, выпускница, как и Рио. Старается быть весёлой и улыбчивой, но нет-нет и проскакивает в ней меланхолия. На начало игры встречается с Сугимурой, но кого она в самом деле любит становится ясно довольно быстро. Умеет шить и петь на английском. Поскольку в прошлом некрасиво поступила с Рио, испытывает перед ним чувство вины. Старалась только помогать Киоко и не влезать, подавив истинные чувства, но разве так можно? В прошлом была влюблена в предыдущего главу литературного клуба.

Киоко Ашихара – также участница литературного кружка. Очень высокая и несколько неуклюжая девушка, которая постоянно засыпает в не самых подходящих местах и имеет трудности в общении. Постоянно комплексует из-за своего высокого для японцев роста (170 см!), из-за чего выглядит ещё милее. По классике жанра, влюблена в Рио с первых месяцев знакомства, но очень стеснительна и призналась почти в последний момент; притом, когда надо, может и быть напористой. Живёт одна на квартире по причине семейных неурядиц. Не умеет пить.

Аями Сасаки (CV Танака Рёко) – неродная старшая сестра Рио, взявшая на себя заботу о брате после смерти их родителей и отчасти заменившая ему их. Со всей любовью заботится о брате: даже медицинский колледж бросила, ибо на работу пришлось устраиваться. Порой может показаться, что брата она любит слишком сильно как для старшей сестры. При этом физического контакта с Рио она избегает, ибо есть неприятная история. История, в которой много лжи и разрушения чего-то особенного, родного. Подлинные прелести порока... Интересный факт: когда у всех спрайтов ВН два комплекта одежды (школьный/рабочий и повседневный), у Аями их целых пять.

Каори Шито – школьная медсестра, к которой Рио уже три года приходит попить кофе и поспать. Внешне холодная и неулыбчивая, за глаза прозванная учениками снежной королевой. Но она смогла в своё время разглядеть в том же Сасаки порядочного человека. Очень любит смотреть кино, водит «Рено», очень много курит (что вкупе с кофе придаёт её кабинету странный аромат) и порой может вести себя как подлинный ребёнок. Её CV озвучила Отоху в «Картагре».

Юка Отова – одноклассница Рио, дающая за «50 баксов» (такой перевод, а курс йены к доллару за 2001 я не знаю), в связи с чем очень печально известна на всю школу и даже район. И хоть при всех она ведёт себя так, будто её всё устраивает, в глубине души и ей хочется простых человеческих радостей: быть невестой, искренне любить (разумеется, Рио – гаремник же). Очень любит ангелочков и всё, что с ними связано; даже книги про ангелов после уроков читает. Имеет довольно жестокую арку. Её CV озвучила Казуну в «Картагре» и есть меж ними небольшое сходство (к примеру, обе генки).

Мия – загадочная миниатюрная девушка, что одна-одинёшенька играет на фортепиано в музыкальном классе. Очень стеснительная и тихая: пугается каждого шороха и мило краснеет. Подруга Кахо и Рио. Вынужденно пропустила больше года школы из-за тяжёлой болезни. По вполне очевидным причинам её история плоть от плоти как у Фуко, вот только концовка совершенно иная. Ибо не все мечты становятся явью... Но даже так забвение не должно случаться.

Сугимура Томонори – лучший друг Рио, ставший с ним дружить не смотря на драку, которую Сасаки учинил в начале старшей школы. Также он парень Кахо, в которой души не чает. И, будучи человеком понятливым, подозревает неладное. Хотя порой может поступить не совсем по чести, счастье любимого человека для него действительно на первом месте.

3. Рисовка, саундтрек. Регтайм.

Дизайн персонажей – чуть ли не самая крупная проблема «Крещендо». Но поскольку в том же «Каноне» к чрезмерной моэшности я привык, то и здесь случилось также. Ведь если что-то нравится, такие устаревшие спрайты прощаются. Единственно, что до сих пор вызывает недоумение: у всех персонажей одинаковый цвет глаз. Впрочем, по первому прохождению два года назад, они вообще на инопланетян походили.

Частично саундтрек игры составлен самой D.O.: тут он довольно средний, местами хороший. Есть довольно милый опенинг (не переведённый с английского). А есть и то, благодаря чему я буквально открыл для себя регтайм и его ярчайшего представителя – Скотта Джоплина, чьи регтаймы звучат солидную часть новеллы, придавая ей живость и бодрость, присущие этому жанру-предшественнику джаза. Притом смотрится это не анахронично (хотя им и является), а именно естественно, по-молодецки весело. А порой даже и грустно... Помимо Джоплина, прямо упомянутого в одной из арок (Мия играет его регтаймы), и его синкопической музыки, в игре звучит одна из композиций Шопена. Классика как она есть. Уже за неё одну «Крещендо» вполне оправдывает своё название, тоже связанное с музыкой (музыкальный термин).

4. Технические особенности, игровой процесс.

Игровой процесс: диалог (точнее, сцена) с Киоко. Источник: там же.
Игровой процесс: диалог (точнее, сцена) с Киоко. Источник: там же.

Игровой процесс самый что ни на есть обычный: читать сюжет и тыкать на выборы, притом разделение на арки происходит уже на второй день. Особенностями здесь служит, во-первых, сам формат (хотя NVL с текстовым окном на весь экран вполне себе привычен), во-вторых – сам стиль повествования. Он от третьего лица, а не от первого, как это обычно бывает. Это может показаться странным, но порой так удавалось лучше передать и мысли и чувства девушек.

В самой игре 6 хороших концовок и пять плохих (у Киоко и Кахо одинаковые бэд-энды), притом некоторые из них сильно отличаются от других: плохая концовка Юки перенесёт нас в будущее, а хорошая концовка Аями весьма специфична. У каждой из арок есть эндинги: разумеется, играют разные регтаймы. Хотя сам перевод местами грубоват и прямо противоречит, к примеру, произношению (так, в игре везде Рио, хотя Кахо и Киоко зовут его по фамилии), я всё же считаю его в целом выдержанным. Сама игра озвучена лишь частично: видимо, это связано с тем, что на русский бралась английский перевод первоначально не полностью озвученной игры. В связи с этим полностью озвучены только первый день и арки Киоко и Кахо (для остальных лишь пятый день).

5. По итогу.

Визуальная новелла «Крещендо» на первый взгляд кажется типичной эроге а-ля «True Love» (только разве что не пиксельная): есть стандартная завязка истории про старшеклассников и стандартный же для нихонских игр 18+ джентельменский набор: три школьницы, медсестра и просто сестра. Посему и кажется, что с такой игрой ничего, кроме забвения, не должно было случиться.

А оно случилось. Вышла пусть и простая, в чём-то даже тривиальная, но интересная атмосферная и душевная история о первой любви, пути-дорожки к которой тернисты. Более того, не смотря на отдельные моменты, являющие собой жестокость нашего мира, «Крещендо» в целом история ни о каком ни пороке, а о любви. И историю эту оно выдерживает, показывая, как по отдельности порой не особо значимые воспоминания могут сложиться в цельную картинку и дать подсказку к истинным чувствам. Либо же можно попытаться разворошить старые раны или узнать человека с другой стороны и открыть в этом что-то новое. Главное, чтобы не было слишком поздно. Ведь время течёт неумолимо.

Вот и подходит к концу неожиданно немаленький обзор на одну из очень хороших новелл. Здесь мне интересна и история, и герои, и атмосфера своя, особая, и музыка такая, что хочется вернуться и переслушать. И ведь возвращаюсь: каждый сентябрь с 2019 года я прохожу эту отличную игру. Разумеется, её я рекомендую к прохождению, не смотря на хентайные сцены (есть там и тяжёлые) и очень устаревшую рисовку (старым новеллам, видимо, иного уже и не дано).
Подытоживая, хотелось бы ещё раз сказать о воспоминаниях. Хоть это и ужасно важная штука, в них одних погрязать ни в коем случае нельзя: иначе бед не оберёшься. Впрочем, время ведь и так штука щадящая, пусть и неумолимая одновременно: со временем картинки, вспыхивающие в памяти, тускнеют, а мрак дней минувших и вовсе забывается. Но хорошие, памятные моменты, конечно, всегда можно с улыбкой вспоминать. Ведь они, вернее, обстоятельства и люди, с ними, и сделали нас в конечном итоге тем, кто мы есть сейчас. А такой памятью нужно дорожить. Не забывая, конечно, создавать новые, не менее приятные воспоминания. И надеяться, что так будет всегда.
Вот и подошёл к концу обзор... Источник: там же.
Вот и подошёл к концу обзор... Источник: там же.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#визуальная новелла #визуальные новеллы #аниме #обзоры #рецензии #музыка #япония