Константин Кинчев (настоящая фамилия – Панфилов; Константин Евгеньевич Панфилов), бессменный лидер питерской рок группы «Алиса». Человек во многом парадоксальный и удивительный.
Он не любит давать интервью, не любит говорить о себе, но ему нравится дело, которым он занимается уже более 45 лет – музыка. И ему была дарована Богом вера православная, спасшая его в свое время от грозящих больших бед.
О жизненном призвании.
Родители его были из профессорско-преподавательской московской интеллигентной среды.
Отец – ректором Московского технологического института, доктором технических наук (этот институт закончил и сам Константин).
Мать преподавала сопротивление материалов в Менделеевском ХТИ. Мог бы пойти по их стопам и тоже заняться научно-преподавательской деятельностью. Но было не его.
Он всегда прислушивался к себе, и выбирал так.
Критерия было два:
- мое – не мое (по сердцу),
- насколько многого я смогу добиться, занимаясь этой деятельностью.
Константин искал себя и хотел найти с раннего детства. К 14 годам уже определился с выбором, что хочет стать музыкантом. Причем, не в подражание кому-то, а самим собой.
Вот, что говорит Константин Кинчев о жизненном призвании в одном из интервью:
- Убежден, каждому дается призвание — бесталанных людей нет. И поймать это призвание, сделать это призвание профессией — задача любого человека. Тот, кому удается его поймать, гарантирован, что профессия будет приносить ему радость.
- Ты считаешь, что призвание дается раз и навсегда, оно не может меняться?
— Да.
— Хорошо. Давай конкретно – вот твой духовный отец протоиерей Владислав (Свешников) по призванию пошел во ВГИК…
— Я понимаю, о чем ты говоришь. Но это не было призванием, иначе он не стал бы искать другой путь. Он нашел себя, лишь став священником.
— Иначе говоря, путь может быть коротким или долгим, но он все равно ведет к одной цели?
— Да. А если ты на каком-то этапе вдруг начинаешь сомневаться в правильности выбранного пути, если выбранная профессия начинает тяготить, значит, это не было призванием. Мне повезло, я, еще будучи несмышленышем, в 14 лет окончательно определился.
(Из материалов интервью с Кинчевым. Мария Свешникова)
Свою композиторскую, музыкальную, исполнительскую деятельность Кинчев не именует ни работой (потому что работа – это нечто скучное и монотонное), ни творчеством, а трудовой деятельностью. К которой он относится весьма ответственно, как к той самой работе. При этом говорит, что он ничего не осмысливает, не оценивает и не переосмысливает. Все предельно гармонично происходит в его жизни. Он задает вопрос или ищет, и приходит ответ, подается.
О вере.
Второй момент связан с его приходом к вере, и, именно, православной вере.
Константин, вслед за диаконом Андреем Кураевым, считает, что не человек приходит к Богу, а Бог направляет человека в веру (тот самый путь сверху вниз, характерный для христианства; ведь и Христос вочеловечился, с небес на землю, что обожить людей, поднять их духовно).
Его направил, когда в конце 80-х готов он серьезно увлекся наркотиками, выпивкой и прочими пороками.
В музыке и искусстве нередко люди грешат этим, ища источники вдохновения и жизненных сил. Но эффект двоякий, как в любой страсти: сначала давая, потом отнимает намного больше. В этом риски такого «источника вдохновения».
Константин Кинчев, летом 1992, года едет в Иерусалим, посещает святые места Святой Земли Библейской и Евангельской истории, проводит ночь в Гефсиманском саду, и осенью принимает крещении в православной церкви.
Что это дало Кинчеву?
Новое мировоззрение и победу над страстью наркомании.
Несколько лет он борется с ней. То получается, то падает. Но за 3 года, с Божьей помощью ему удалось одолеть эту напасть. Далее, он берется за борьбу с выпивкой, а потом – с курением. И ему это удается.
Одному поклоннику его творчества, который спрашивал Константина, как излечиться от зависимости, он ответил:
- Надо просить Бога не излечить, а исцелить, сделать цельным.
Наверное, это то главное, что приходит с верой и духовной жизнью – цельность человека.
Впрочем, Константина Кинчева нельзя и раньше было назвать не цельным. Он прямодушен, консервативен, говорит то, что думает или молчит, если не хочет сказать, ответственно подходит к тому, что делает по жизни.
Когда его спросили, а как выбрать конкретную веру из множества представленных, Кинчев ответил ненавязчиво и мудро:
«Если Вы читаете «Символ Веры» православия и у Вас все откликается в душе, значит это Ваше. Если нет – нет. А потом, надо обязательно обратится к священнику перед Таинством, чтобы он поговорил, задал вопросы, объяснил все. Принимать надо веру осознанно, ответственно и с пониманием».
Константин Кинчев венчался со своей супругой Александрой. И это тоже приносит ему, их семье благо.
Как говорит он сам: «это особое, Небесное таинство, союз, скрепленный на Небесах».
После этого ругани в семье, которая иногда случалась ,стало значительно меньше. Христианство учит смиряться друг перед другом. И это ведет к миру и гармонии в семье.
Когда Константин принял «курс на православие», он потерял 2/3 своих поклонников и ряд музыкантов группы. Но он отнесся философски. Курс принят – надо следовать. И следовал.
Противоречивые оценки давали люди новому курсу «Алисы».
Одни заметили более глубокие мировоззренческие тексты группы. Другие отметили, что это ухудшило «Алису» и Кинчева, все стало более консервативным, узким, нетерпимым. Его даже обвиняли в «православном фашизме».
Кинчев стал жить церковной жизнью, работать над собой и очень положительно отзывается об этой работе:
«Когда видишь в себе то, с чем надо работать и работаешь над этим, не остается времени на пустые дела и обсуждения».
Кинчев считает, что вера спасла его от верной гибели. Немало его друзей и знакомых загубили наркотики, чувство одиночества и потери смысла жизни. Все эти вопросы ему помогла решить вера. И в этом есть ценность ее для его жизни.
Он исповедуется, спрашивает благословение на какие-то из текстов у своего духовника. И нередко меняет текст, если тот не одобряется.
Кинчев и «Алиса» не выступают в периоды строгих постов православия: Великого и Успенского.
Константин придерживается этой традиции. Они отрабатывают все основные концерты в периоды между этими постами, чтобы в них посвятить себя больше духовным вещам.
Но он заметил, что если семье нечего будет есть и будут нужны деньги, он попросит благословение на то, чтобы проводить концерты и в эти периоды. Есть ответственность перед семьей.
Духовник Кинчева не особо доволен сферой его деятельности. Рок музыка слабо вяжется с духовной сферой. Но Константин считает, что сферу деятельности творит человек и важна не сама эта сфера, а то, что вносит в нее человек. Он отрабатывает смысловую подачу в текстах своих песен.
На сцене он выступает в одном сценическом имидже, нужном для дела, в жизни – он другой. Он придерживается тех правил, которые в ней есть.
Когда ему задавали вопросы: как он видит теперь, приняв православную веру, свою деятельность? Как проповедь?
Кинчев ответил: я делюсь своим мировоззрением и делаю то дело, которое призван делать – исполняю песни.
На сайте группы «Алиса», Константин отвечает на вопросы, обращающихся к нему, через сайт, людей. Много вопросов приходит ему о вере. Чтобы ответить на них, Кинчев нередко берет паузу, обкладывается богословскими книгами, находит в них ответ и дает его. Это тоже – социальная ответственность, перед людьми. Ответы его кратки, просты, без умничания и пафоса.
Некогда, он прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело является воплощением души и к нему нужно относится соответственно.
Константин отказался делать новые тату на теле, занялся спортом, фитнесом, и в деревне, где находится его загородный дом в Ленинградской области, открыл тренажерный зал.
Благодаря вере Константин не заболел страшной для артистов и музыкантов «звездной болезнью», хотя он именит и армия поклонников «Алисы» немалая. Он остается собой, остается простым и, зная себя неплохо, ему ближе считать себя перед Богом рабом, чем сыном, не переоценивая себя горделиво.
(В статье использовались материалы из интервью с Константином Кинчевым за разные годы)
Хотите высказаться по теме – пишите в комментариях.