– В какой раз едете на ретранслятор? – спросил нас водитель старого Toyota Land Cruiser, когда мы сели в машину.
– Первый раз, – ответили все мы (а нас в машине было 5 пассажиров).
– Всего лишь первый? – удивился водитель. – Ну, ничего… Еще много раз туда поедете.
С этими словами он завел двигатель и мы отправились в путь. Пока мы ехали по асфальтированной дороге я все размышлял – почему он задал нам именно такой вопрос. Что может быть особенного в ретрансляторе, чтобы возвращаться туда несколько раз? Ведь в мире столько интересных мест, которые еще хочется посмотреть…
Асфальтовая дорога закончилась, мы свернули на грунтовку. Машину стало ощутимо трясти.
– Здесь еще нормальная дорога, – шутил водитель. – Вот дальше начнется…
Кроссоверы разворачивались уже в самом начале пути – на такой машине в горы не забраться. Туда ехали только серьезные, подготовленные внедорожники – буханки и старые «Лэнд Крузеры» и Ниссаны. В основном, все принадлежали различным турфирмам, организовывающим заброски на ретранслятор… По пути (а ехать в горы предстояло больше часа), водитель начал рассказывать нам историю ретранслятора…
Что такое Акташский ретранслятор и зачем он нужен?
Чисто утилитарная функция Акташского ретранслятора – обеспечение связью Горного Алтая. Он установлен на хребте, высота которого более 3 тысяч метров. И это самый обычный ретранслятор – башня с многочисленными антеннами.
Но свою популярность он получил не из-за этого. Сотни туристов ежедневно едут сюда, чтобы посмотреть не на сам ретранслятор, а на потрясающие виды, которые открываются с вершины холма.
А виды вокруг и правда потрясающие – здесь как на ладони видны Северо-Чуйский хребет, Курайская степь, а в хорошую погоду еще и самая высокая гора Алтая – Белуха.
Что касается дороги, то она изначально строилась для нужд местной шахты. Раньше в местном руднике добывали ртуть, но в середине 90-х шахту законсервировали, здание заводоуправления забросили (кстати, с дороги на ретранслятор его будет видно, как и один из входов в шахту). Дорога со временем стала разрушаться и сейчас она находится в совсем ужасном состоянии – даже на внедорожнике можно ехать по ней только со скоростью не больше 20 километров в час.
Но даже сама дорога на ретранслятор – приключение. В какие-то моменты даже становится страшно, когда рядом оказывается обрыв…
Интересно наблюдать и за сменой пейзажа за окном – заметно, как все меньше и меньше становится лесов, горы становятся все более безжизненными.
На джипе – за облака…
Чаще всего на ретранслятор приезжают, чтобы встретить закат. И это правильно – именно здесь я увидел один из лучших закатов в моей жизни. Фото не передают даже малую часть той красоты, которая открывается на вершине…
Дышать становится сложно, на высоте очень холодно – даже летом не тает снег и лед можно увидеть буквально под ногами. По ощущениям, на вершине примерно на 10 градусов холоднее, чем на земле (отмечу, что мы были на ретрансляторе в первые дни августа).
В пасмурную погоду, когда облачность низкая, оказываешься словно бы над облаками.
На краю вершины есть одна небольшая гора из битого камня (внешне напоминающая купол). На нее тоже можно забраться и именно с нее получаются самые эффектные фото… Но забраться на нее отдельное приключение – нам понадобилось примерно 25 минут, чтобы забраться на нее и примерно столько же – чтобы спуститься. Какой-то организованной тропинки на вершину этой горы из битого камня нет – придется искать оптимальную дорогу самостоятельно… Главное, не забывать, что камни – очень скользкие!
Кстати, сам ретранслятор я даже не сфотографировал – слишком уж увлекся теми пейзажами, что открываются вокруг. Теми пейзажами, которые навсегда останутся в памяти. И закатом, который невозможно забыть…
– Поедете еще раз на ретранслятор? – спросил нас водитель, когда мы сели в машину, чтобы ехать обратно.
– Конечно! – хором ответили мы.
Осталось дождаться того момента, когда я снова окажусь на Алтае и вновь смогу побывать у Акташского ретранслятора.