Привет!
Меня зовут Марианна и я предполагаю рассказывать здесь о творчестве. О своем и о чужом творчестве, а так же о проблемах связанных с ним. И поскольку я встречаюсь с вами в середине своего творческого становления, я думаю, что нет ни какого смысла начинать с начала. Я начну с середины, с того что находится между каждой сделанной мной вещью и тем местом в моем мозгу, которое вырабатывает какую-то особую энергию, толкающую меня двигаться в творчестве каждый день.
Вы когда ни будь задумывались, как начинается новое искусство? И я не говорю сейчас о тех видах искусства которые выросли из полезных и необходимых в хозяйстве вещей, а такие искусства, которые возникают в тот момент, когда человеку больше не надо добывать еду и он/она может остановится и, уставившись на кучку соломы или щепок, придумать из них фигуру или картину. Просто так, потому что хочется укладывать вместе соломинки или чувствовать запах засыхающего дерева. Или взять скорлупу страуса и долго, аккуратно, возможно практически не дыша, выпиливать на ней рисунок при помощи какой-то жужжащей машинки. Лишнее движение и иди добывать новое яйцо страуса. Я уверена, что те кто только начинают этим заниматься никогда не приставляют толпу людей с кучей денег, которая появится на горизонте как только ты закончишь свое первое странное изделие.
Я думаю что творчество это какой-то зуд в мозгу и руках. Это черная дыра, куда улетает свободное время и деньги, создавая все больше и больше напряжения и притяжения. Для меня творчество иногда похоже на причудливое животное, которое ты нашел маленьким и принял как дитя. И вот оно растет, жрет как не в себя, а у тебя нет ни какой гарантии, что оно будет тебе хоть как-то полезно в течении твоей жизни, но бросить ты не можешь. И ты вдруг видишь, что оно немого подросло и у него появились какие-то особенные фиолетовые перья на загривке и когда он раздувает ноздри у него там узор такой интересный образовывается, и все это вместе так красиво, что замирает сердце от любви и восхищения. Сосед посмотрит и не поймет. Спросит, чего ты возишься с этой странной скотиной, купи себе корову! Хорошо если не поймет только один, люди не так-то легко принимают новое, могут не понять очень многие. Но если удастся встретить таких же как ты, с такими же странными зверюгами, ты понимаешь, что нашел свою стаю. Это несомненно иллюзия. Вряд ли эти люди кинутся тебя спасать как настоящая семья, но от того, что они тоже восхищаются причудливыми зверями, ты вдруг чувствуешь себя в кругу своих.
Со мной приключилась такая история: я влюбилась в акриловые крупные бусины. Это произошло, когда я сунула руку с коробку с акриловыми полу прозрачными гладкими бусинами. Они мягко шуршали перекатываясь на коже руки, мой взгляд был прикован к глубине и яркости простых цветов, возможно я даже рот открыла, не помню. В душе, или где-то в мозгу было тепло и приятно, как будто отделившийся от остальной жизни момент зафиксированный переживанием ощущения взаимодействия с материалом. Мене часто говорят о том, что мне стоит сменить материла из которого я плету, но я не хочу. Я предпочитаю акриловые бусины и каменным, и стеклянным, и деревянным. Камень и стекло тяжелые, жесткие и холодные, а деревянные бусины мне просто не нравятся. И я пришла к выводу, что на данный момент мне нравятся эти бусины и они сами по себе доставляют мне удовольствие. Я думаю, что при работе с любым материалом необходимой составляющей является чувственный аспект. Это когда вам чувственно нравится то, с чем вы работаете и когда вам нравится то, что вы получаете. И то и другое состоит из кучи мелочей, которые мы не осознаем, но которые формируют нас в творчестве. Если вам не нравится трогать бумагу, то вероятность того, что вы займетесь рисунком в карандаше или аригами очень невелика. Вы даже не сможете объяснить почему, если не знаете о себе такую странную мелочь. То есть вы не знаете, ваше тело знает.
Но ведь то, что я делаю это почти то же самое, что и бисероплетение, скажете вы. Я знаю на своем опыте, что плетение из крупных бусин и из бисера это два физически разных процесса. К тому же у бисера другая специфика. Из маленьких бисеринок, получаются маленькие вещицы. Бисер хорош для украшений, но если хочется делать что-то крупное, объемное, замысловатое, заметное, которое может держать форму как скульптура и не займет в изготовлении 3 месяца непрерывной работы, то бисер не подходит.
Так вот, возвращаясь к тому, как же начинаются новые искусства? Я думаю, что новые и новые ветви искусства проявляются вместе с развитием человечества и нашей цивилизации. Так случилось, что именно в нашем веке стало возможным выпускать сразу много одинаковых акриловых крупных бусин и тут же появились те люди, которые почувствовали этот материал и его возможности. Многие люди, глядя на работы мастеров бусинистов тут же скривятся, демонстрируя шаблонное отношение к пластику в целом. Эти люди не увидят картину в целом еще и по тому, что в их окружении просто нет знакомых с таким хобби. Шкатулки и лампы из бусин не мелькают в каждом втором доме и не выставлены в каждом сувенирном магазине. Паттерн восприятия не сформирован и изделие воспринимается как что-то сплетенное и дешевых пластиковых бусин и внимание ускользает не пережив яркой искры узнавания новой красоты. Но я заметила, что мое творчество в основном нравится более свободным от шаблонов и умным людям. Как хотите, но это мне льстит.
И еще есть одно преимущество у бусиноплетения: есть еще много чего, что можно придумать нового особенно в сочетании с геометрическими объемными фигурами.
Вот такие рассуждения получились у меня сегодня. И так как я надеюсь найти здесь собеседников, буду рада если вы расскажите в двух словах о тех материалах которые вы любите. Какие ощущения они у вас вызывают. Например, если вам нравится макраме, то какие ощущения у вас вызывают веревки и процесс плетения. И какие виды искусства выбывают у вас больший отклик и как вы это ощущаете?
#творчество #блог