9 сентября... Этот прекрасный сентябрьский день с синим прозрачным небом и летящими со всех сторон жёлтыми листьями окрашен для нашей семьи в чёрный цвет. В этот день семь лет назад в четыре часа утра не стало нашего папки. До сих пор помнишь этот день поминутно, да, какое там, посекундно...
Рождённый в 36 году познал все тяготы военного и послевоенного детства на всю катушку. Безотцовщина, как говорили тогда. Его отца, моего деда, арестовали в 37 году. О нём я как-нибудь расскажу. Больше семья его не видела. Его мать растила четырёх сыновей. Как вспоминал папа, ему постоянно хотелось есть, всё детство. Жили в деревне, его мать, моя бабка, пыталась как-то изменить свою нелёгкую жизнь, то сходилась с мужчиной, младше себя, четвёртый сын - Лёнька был от него, то они уезжали в Казахстан, то возвращались назад - в Сибирь. Папка был нянькой для Лёньки, пропускал школу, воевал с отчимом.
Потом армия, служил на Дальнем Востоке в береговой охране.
После армии вернулся в Троицк и встретил там маму. Жили там, родились две дочери, мои старшие сёстры, уезжали на Урал, но там не сложилось, вернулись назад. Потом судьба занесла их ещё дальше - на север Иркутской области - в посёлок Мусковит, где на свет появилась я. Какое-то время работал шофёром, но семья была немаленькая, денег не хватало, пошёл работать в шахту по добыче слюды. И проработал там до пенсии. Сначала был простым горняком, потом стал бригадиром. Его бригада была показательной и ударной. Про них писали в газетах, давали премии и награды. У папки два ордена Трудового Красного Знамени, есть медали и почётные значки.
Я всегда гордилась им. Нас, детей, он очень любил, никогда не обижал. Мы выросли, завели свои семьи, нарожали детей. Вообще, наш папа - это основа всей нашей большой семьи. Вся жизнь крутилась вокруг него. Уже на пенсии он вместе с мамой занимался хозяйством, любил ездить на рыбалку и в лес за грибами и ягодами. Благодаря ему мы все: дети и внуки - любим рыбачить и собирать грибы. Благодаря ему наши семьи крепкие и дружные, не смотря ни на что. Всю жизнь они прожили с мамой в горе и радости, держась друг за друга, заботясь друг о друге. Мы все знали, что дома у родителей мы всегда найдём поддержку и защиту. Внуки всегда крутились вокруг них, больше проводя время у дедушки с бабушкой, чем в своих домах.
Свою младшую внучку - мою дочь - любил безмерно, нянчил её, выгуливал в коляске, кормил с ложки, ползал с ней по полу. Играла она с ним во всё: делала ему причёски из бантиком и резинок, красила его ногти лаком, наряжала во всевозможные наряды. То они играли в школу и дед усердно писал в тетрадке примеры и слова, то в свадьбу: дочка - невеста в длинной фате и на маминых каблуках, дед - жених в шляпе и галстуке, бабушка - регистраторша загса, записывающая в ,,свидетельство'' и торжественно объявляющая главные слова. То засобираются на рыбалку, копают червей под бдительным оком бабушки, не дай бог повредят какие посадки в огороде, идут на берег и сидят там дружненько - старый и малый - ждут, когда клюнет рыба. Про них вокруг все говорили, что они, как Маша и Медведь из современного мультика. Дочке было 8 лет, когда его не стало.
Мой папка прожил достойную жизнь русского мужчины, шёл вместе со всей страной от одного этапа к другому, работал так, что до сих пор его имя звучит в воспоминаниях жителей района, стал основой крепкой семьи, которая разветвилась и увеличивается год от года. Три дочери, шесть внуков, пять правнучек и ещё один на подходе.
Уже прошло семь лет, а как будто вчера... Недавно с мужем вспоминали посёлок и его жителей, и я сказала: ,,Не помню, надо у папки спросить''. Его нет, но он живёт среди нас, говорит с нами, поддерживает нас и даёт советы. После его смерти я долго слышала его голос и говорила с ним. До сих пор я знаю, что он сказал бы в любой ситуации. А яблоня, которую он посадил у старшей дочери в Подмосковье, в этом году дала большой урожай яблок.