Недавно прочитала книгу историка и археолога Ивана Забелина «Кунцево и древний Сетунский стан», изданную в 1873 году.
Книга носит историко-художественный характер. Автор уделяет большое внимание описанию природы Подмосковья в районе Сетунского стана, истории расположенных на этой территории сел и деревень, названия которых до сих пор можно найти на карте Москвы, но уже в качестве районов, улиц или станцией метро – Мневники, Крылатское, Фили, Очаково и проч. Помимо этого в книги много повествований биографического характера о знаменитых и родовитых владельцах этих поселений.
Из предисловия и комментариев к Дневникам Забелина, изданным в 2001 году под редакцией Н.П. Либкова, можно понять, почему историк выбрал для изучения именно западное направление Подмосковья.
Во-первых, Забелин недалеко от Кунцева, а именно в деревне Мазилово (в настоящее время территория около станции метро Пионерская) снимал дачу, а во-вторых и в главных, Забелину поступил заказ на написание такого рода книги от купца-миллионщика К.Т. Солдатенкова, который в 1865 году купил усадьбу в Кунцеве.
Я с детства живу в западном округе Москвы и мне показалось интересным визуализировать территорию, описываемую Забелиным как Сетунский стан, перенеся ее на современную карту Москвы.
Но для начала приведу данное Забелиным описание этой территории:
«Слово стан в древности обозначало остановку на пути и отсылает нас к тем временам, когда первые князья еще сами ходили собирать с населения дани и пошлины, уроки и оброки, давали людям суд и земскую управу.
С этой целью они делали обход земель, останавливаясь в наиболее выгодных для этого местах. Названия станам давались преимущественно от рек и речек, разных урочищ, где останавливалось княжеские власти, или по имени перового или самого знаменитого управителя станом. Сетунский стан был назван так по реке Сетуни.
Сетунский стан заключал в себе пространство протяженностью 25 верст от востока к западу вдоль по Смоленской дороге, где последним местом этого стана была деревня Окулово. Столько же было и ширины поперек стана на его середине, где теперь деревня Сетунь и где река Сетунь приближается своим поворотом к большой дороге.
По правой, Северной стороне, стан ограничивался извилистыми берегами Москвы-реки, до впадения в нее, несколько подальше Ильинского, речки Медвенки, которая ограничивала Сетунский стан с запада.
С левой или южной стороны границей была река Сетунь со своими притоками, речками, ручьями и оврагами, который в некоторых местах доводили эту границу до дорог Каменки и Боровской.
Соседними станы с этими местами были Ратуев или Таракманов, начиная от Воробьевых гор, и Сосенский – в верховьях Сетуни, по речке Сосенке.
Большая Смоленская, иначе Можайская дорога, или Можай, как зовут ее крестьяне, пролегала как раз по самой середине всей древней местности Сетунского стана».
Далее Забелин подробно описывает, какие именно деревни и cела находились на территории стана. Благодаря этим ориентирам и с помощью старых карт Москвы и Подмосковья, размещенных на сайте http://retromap.ru/, удалось изобразить местность Сетунского стана на современной карте, и выглядит это так:
Мне кажется, на выходе получилась фигура, вполне похожая на квадрат 25 на 25 верст, описанный Забелиным.
Согласно писцовым книгам в16 веке Сетунский стан еще входил в состав Московского уезда как административно-территориальная единица[1], но позднее понятие "стан" стало использоваться для обозначения административно-полицейской единицы в уезде.
Так что Сетунский стан был "древнейшим" уже для Забелина и его современников.
Однако Москва все время трансформируется и расширяется, и не исключено, что когда-нибудь местности древнего Сетунского стана вновь соединятся и образуют какой-нибудь Сетунский округ Москвы и скрепит, теперь уже на века, этот союз очередное МЦК. По-моему, это было бы красиво.
[1] Сташевский Е.Д. Опыты изучения писцовых книг Московского государства 16 в. : Вып. 1- / Е.Д. Сташевский. - Киев : тип. Имп. ун-та св. Владимира, АО печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1907 г.