Найти тему
Мамины ладошки

Ребёнок боится выходить к доске. Как ему помочь?

Каникулы, к сожалению, закончились. Наступил новый учебный год.

Школьная жизнь ставит перед ребёнком новые задачи, устраивает испытания, которые могутпоказаться непреодолимыми.

Одно из таких – выход к доске по требованию учителя. 

Необходимость отвечать у доски, демонстрация уровня своих знаний, оценивание ответа не только учителем, но и одноклассниками – это очень суровое испытание, особенно для неуверенных в себе, тревожных детей.

Когда звучит голос учителя: «К доске сейчас пойдёт…» и палец педагога скользит по списку фамилий в журнале, весь класс замирает в ожидании того, кто будет этим «счастливчиком».

Страх ответа у доски – это на самом деле страх ситуации, когда знания оцениваются публично.

Отягощающим фактором является то, что оценивание происходит при всех, все смотрят, слушают и не упустят возможности посмеяться, если ребёнок «оконфузится».

Боясь ответить неправильно, ребенок пытается постоянно себя контролировать. 

Поэтому при ответе на вопрос учителя ребёнок будет говорить очень тихо и невнятно, чем разозлит педагога и вызовет в нём ощущение, что ребёнок не готов к уроку или плохо знает материал.

Ребёнок краснеет или бледнеет, напрягается всем телом, ладошки и спина сильно потеют, становятся липкими, могут дрожать руки и колени.

Как в таком состоянии можно взять себя в руки и вспомнить то, что учил в спокойной домашней обстановке.

Ученик вообще может отказываться отвечать у доски, даже если он знает ответ и готов к уроку. Отказ выходить может даже сопровождаться слезами.

Поэтому оценки за разные формы контроля могут значительно отличаться. Ребёнок письменные проверочные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «2» или «3».

Понимание причины страха необходимо для того, чтобы помочь ребёнку справиться с волнением.

Причины страха могут быть:

✓ Скромность. Ребёнок боится выступать перед аудиторией.

✓ Боязнь учителя. Излишняя строгость, бескомпромиссность, предвзятое отношение к конкретному ребёнку.

✓ Страх получить плохую оценку.

✓ Плохие отношения с одноклассниками. Ребёнок боится, что над ним посмеются.

✓ Особенности нервной системы.

Научиться преодолевать страх

Если первоклассник боится выходить к доске, нужно научить его спокойно чувствовать себя в подобной ситуации.

Попробуйте остаться после уроков в пустом классе, с разрешения учителя, и дать ребёнку возможность «познакомиться» с доской, порисовать, пописать на ней, сколько он захочет.

Позадавайте ему различные вопросы, сидя за партой, и пусть он поговорит с вами, находясь у доски. 

Когда ребёнок перестанет волноваться, попросите его прочитать какой-то ранее выученный стих или рассказать, как он провёл выходные.

Затем попросите его закрыть глаза и представить себе, что в классе находятся его одноклассники.

Умение выступать перед аудиторией, формулировать свои мысли и высказывать их публично – это очень важное качество, которое пригодится ему не только в школе, но и во взрослой жизни.

Итак, как действовать?

1. Выясните у ребёнка, чего именно он боится: учителя, плохой оценки, насмешек одноклассников;

2. Расскажите, что не только он один волнуется при ответе у доски. Страх ответа перед аудиторией есть у многих, но не у всех его проявление видно.Вспомните и расскажите смешной случай из своей жизни.

3. Объясните, что если лучше подготовиться к уроку, хорошо разобраться в материале, отвечать будет легче. Неуверенность в ответе, плюс страх и волнение вызовут отрицательную реакцию. 

4. Предложите ребёнку подготовиться к какому-либо из уроков более тщательно и самому поднять руку, не ожидая вызова учителя. Невозможно постоянно готовиться на «отлично» по всем предметам. Учитель обычно спрашивает на уроке тех, у кого мало оценок, или тех, кто давно не выходил к доске.

5. Поднимая руку на уроке или вызываясь подготовить доклад к следующему уроку, ребёнок может изменить отношение учителя к нему. В таком случае при ответе у доски он заметит в глазах учителя одобрение и поддержку за смелость, а не подозрение.

6. Порекомендуйте при ответе у доски обращать внимание на тех одноклассников, кто его поддерживает, с кем он дружит. Им рассказывать легче. И научиться не обращать внимание на тех, кто может посмеяться.

7. Можно записать ребёнка на курсы ораторского искусства или риторики. Спокойно и раскованно держаться на публике научат в театральном кружке, школе танцев и хоре.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

Читайте также:

Как отвечать на хамство ребёнка

7 причин, почему дети не хотят учиться

Как говорить с детьми о последствиях алкоголя