Найти тему
Авиация в значках

Серия значков Гражданская Авиация СССР, с фотографиями и краткой историей каждого самолёта изображённого на значке.

Оглавление

Одним из популярных предметов коллекционирования, как в Советском Союзе, так и в современной России являются значки. В Советском Союзе выпускалось большое количество значков, различной тематики, целые заводы занимались производством значков. Одной из популярных тематик значков для коллекционирования, я считаю значки с авиацией. На канале будут фотографии значков и фотографии реальных самолётов с краткой историей каждого самолета изображённого на значке.

Серия значков Гражданская авиация СССР, в этой серии значков, есть как самолеты, так и вертолеты. Данная серия значков состоит из 25 значков, на значках 17 самолетов и 8 вертолетов.

Вот так выглядят значки с тыльной стороны, некоторые значки с тыльной стороны отличаются.

-2
-3

Самолёты

Ан-2

-4
-5
-6
-7
Ан-2 — легендарный советский лёгкий многоцелевой самолёт биплан (Биплан — самолёт с двумя несущими поверхностями, как правило, расположенными одна над другой). Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, учебный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет, и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов. Ан-2 — универсальный лёгкий самолёт. Взлёт и посадка на неподготовленных полосах, перевозка небольших грузов, работа в сельском хозяйстве, освоение Крайнего Севера, доставка пассажиров и грузов на территории Сибири, Дальнего Востока, — все это стало доступным благодаря этому самолёту.
31 августа 1947 года впервые поднят в небо первый прототип Ан-2.
23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение гражданского воздушного флота.
Так же Ан-2 использовался и производился в других  странах.
Всего за годы производства с 1947—1992 только в СССР было выпущено примерно 18 000 самолетов.
Технические характеристики:
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: 12 человек
Грузоподъёмность: 1500 кг
Длина: 12,4 метра
Размах крыльев:
Размах верхнего крыла: 18,17 метра 
Размах нижнего крыла: 14,23 метра
Высота: 5,35 метра
Масса пустого: 3400—3690 кг
Максимальная скорость: 236 км/ч
Ан-2 — легендарный советский лёгкий многоцелевой самолёт биплан (Биплан — самолёт с двумя несущими поверхностями, как правило, расположенными одна над другой). Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, учебный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет, и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов. Ан-2 — универсальный лёгкий самолёт. Взлёт и посадка на неподготовленных полосах, перевозка небольших грузов, работа в сельском хозяйстве, освоение Крайнего Севера, доставка пассажиров и грузов на территории Сибири, Дальнего Востока, — все это стало доступным благодаря этому самолёту. 31 августа 1947 года впервые поднят в небо первый прототип Ан-2. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение гражданского воздушного флота. Так же Ан-2 использовался и производился в других странах. Всего за годы производства с 1947—1992 только в СССР было выпущено примерно 18 000 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 2 человека Пассажировместимость: 12 человек Грузоподъёмность: 1500 кг Длина: 12,4 метра Размах крыльев: Размах верхнего крыла: 18,17 метра Размах нижнего крыла: 14,23 метра Высота: 5,35 метра Масса пустого: 3400—3690 кг Максимальная скорость: 236 км/ч

АН-12

Производитель ошибся и похоже изобразил на значке не Ан-12, а другой самолет, похоже на Ли-2 или Ил-14. Но написано Ан-12  :-)
Производитель ошибся и похоже изобразил на значке не Ан-12, а другой самолет, похоже на Ли-2 или Ил-14. Но написано Ан-12 :-)
-10
-11
Ан-12  — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова в 1950-х годах. Самолёт активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов.
Большое влияние Ан-12 оказал в становлении Воздушно-десантных войск. Это был первый массовый самолёт в Военно-транспортной авиации, позволявший производить массовое десантирование как парашютистов, так и боевой техники ВДВ.
За годы производства с 1957 года по 1973 год в СССР было произведено 1248 самолетов.
Технические характеристики:
Экипаж: 6-7 человек 
Пассажировместимость: 90 солдат или 60 парашютистов.
Размеры: 
- размах крыла 38,015 метра
- длина самолёта 33,109 метра
- высота 10,525 метра
- длина 13,5 метра
Масса: 61 тонна
Максимальная скорость: 660км/ч
Ан-12 — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова в 1950-х годах. Самолёт активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов. Большое влияние Ан-12 оказал в становлении Воздушно-десантных войск. Это был первый массовый самолёт в Военно-транспортной авиации, позволявший производить массовое десантирование как парашютистов, так и боевой техники ВДВ. За годы производства с 1957 года по 1973 год в СССР было произведено 1248 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 6-7 человек Пассажировместимость: 90 солдат или 60 парашютистов. Размеры: - размах крыла 38,015 метра - длина самолёта 33,109 метра - высота 10,525 метра - длина 13,5 метра Масса: 61 тонна Максимальная скорость: 660км/ч

Ан-14

-13
-14
Ан-14 «Пчёлка» — советский лёгкий транспортный самолёт предназначавшийся для замены Ан-2, совершил первый полёт 14 марта 1958 года. Самолёт имел возможность короткого взлёта и посадки и был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. Серийное производство началось в 1965 году, закончилось в 1972 году — Ан-14 не смог заменить Ан-2, было построено всего около 340 самолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 1 человек
Длина: 11,36 м
Высота: 4,36 м
Размах крыла: 22 м
Массам самолета: 2600 кг
Максимальная скорость: 210 км/ч
Ан-14 «Пчёлка» — советский лёгкий транспортный самолёт предназначавшийся для замены Ан-2, совершил первый полёт 14 марта 1958 года. Самолёт имел возможность короткого взлёта и посадки и был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. Серийное производство началось в 1965 году, закончилось в 1972 году — Ан-14 не смог заменить Ан-2, было построено всего около 340 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 1 человек Длина: 11,36 м Высота: 4,36 м Размах крыла: 22 м Массам самолета: 2600 кг Максимальная скорость: 210 км/ч

Ан-22

-16
-17
Ан-22 "Антей"— советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, первый в мире широкофюзеляжный и самый большой в мире турбовинтовой самолёт.  Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлого и крупногабаритного вооружения, военной техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов. Первый полёт выполнил в 1965 году. Всего самолетом установлен 41 мировой рекорд.
Первый полёт Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года.
Серийно самолет начал производится с 1966 года по 1976 год.
Всего было произведено 67 самолётов.
Технические характеристики: 
Экипаж: 5-7 человек
Пассажировместимость: 28 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат или 202 раненых или 150 парашютистов-десантников
Грузоподъёмность: до 80 000 кг
Длина: 57,31 метра
Размах крыла: 64,40 метра
Высота: 12,53 метра
Масса пустого самолета: 118 тонн
Максимальная скорость: 650 км/ч
Ан-22 "Антей"— советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, первый в мире широкофюзеляжный и самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлого и крупногабаритного вооружения, военной техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов. Первый полёт выполнил в 1965 году. Всего самолетом установлен 41 мировой рекорд. Первый полёт Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года. Серийно самолет начал производится с 1966 года по 1976 год. Всего было произведено 67 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 5-7 человек Пассажировместимость: 28 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат или 202 раненых или 150 парашютистов-десантников Грузоподъёмность: до 80 000 кг Длина: 57,31 метра Размах крыла: 64,40 метра Высота: 12,53 метра Масса пустого самолета: 118 тонн Максимальная скорость: 650 км/ч

Ан-24

-19
-20
Ан-24 — пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, оснащён двумя турбовинтовыми двигателями. Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова в 1958 году.
В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолётов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.
Самолёт выпускался с 1959 по 1979 год, произведено 1367 самолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 3—5 человек
Пассажировместимость: 48—52 человек
Грузоподъёмность: 6500 кг
Длина: 23,53 метра
Размах крыла: 29,20 метра
Высота: 8,32 метра
Масса самолета: 13 350 кг
Максимальная скорость: 650 км/ч
Ан-24 — пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, оснащён двумя турбовинтовыми двигателями. Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова в 1958 году. В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолётов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт. Самолёт выпускался с 1959 по 1979 год, произведено 1367 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 3—5 человек Пассажировместимость: 48—52 человек Грузоподъёмность: 6500 кг Длина: 23,53 метра Размах крыла: 29,20 метра Высота: 8,32 метра Масса самолета: 13 350 кг Максимальная скорость: 650 км/ч

Ил-14

-22
-23
-24
Ил-14 — советский ближнемагистральный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов. Первый полёт Ил-14 совершил 13 июля 1950 года.
Самолёты Ил-12 внёс большой вклад, в развитии советской гражданской авиации: рост парка этого самолёта, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта.
С начала производства в 1953 году и по окончанию производства в 1959 году было выпущено примерно 1348 самолетов.
Технические характеристики:
Экипаж: от 2 до 5 человек
Длина:	около 22 метров
Размах крыла: 31,7 метра
Высота: около 7,8 метра
Масса самолета: 12 700 кг
Максимальная скорость: 430 км/ч
Ил-14 — советский ближнемагистральный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов. Первый полёт Ил-14 совершил 13 июля 1950 года. Самолёты Ил-12 внёс большой вклад, в развитии советской гражданской авиации: рост парка этого самолёта, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта. С начала производства в 1953 году и по окончанию производства в 1959 году было выпущено примерно 1348 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: от 2 до 5 человек Длина: около 22 метров Размах крыла: 31,7 метра Высота: около 7,8 метра Масса самолета: 12 700 кг Максимальная скорость: 430 км/ч

Ил-18

-26
-27
Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров. Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолётов.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год. За время производства было построено 527 самолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 5 человек
Пассажировместимость: 80–122 человек
Грузоподъёмность: до 15 т (в грузовом варианте)
Длина: 35,90 м
Размах крыла: 37,42 м
Высота: 10,17 м
Масса: 35000 кг
Максимальная скорость: 685 км/ч
Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров. Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолётов. Выпускался серийно с 1958 по 1978 год. За время производства было построено 527 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Пассажировместимость: 80–122 человек Грузоподъёмность: до 15 т (в грузовом варианте) Длина: 35,90 м Размах крыла: 37,42 м Высота: 10,17 м Масса: 35000 кг Максимальная скорость: 685 км/ч

Ил-62м

-29

-30
Ил-62 - дальнемагистральный пассажирский самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина в начале 1960-х годов. Ил-62 стал первым советским реактивным самолетом, способным совершать межконтинентальные полеты, а также беспосадочные рейсы из Москвы на Дальний Восток. Эксплуатация Ил-62 началась в 1967 г. В январе 1974 г. на воздушные линии вышел усовершенствованный лайнер Ил-62М с более мощными и экономичными двигателями и дополнительными топливными баками, что позволило увеличить дальность полета.
Самолёт полностью соответствовал мировому технико-экономическому уровню. За создание этого самолёта группе инженеров-конструкторов конструкторского бюро Ильюшина была присуждена Ленинская премия. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации.
За годы производства с 1966 по 1995 годы, было произведено 289 самолетов.
Технические характеристики: 
Экипаж: 5 человек
Кол-во кресел: до 186 мест
Длина: 53,1 метра
Размах крыла: 43,2 метра
Высота: 12,3 метра
Масса: 74 000 кг
Максимальная скорость: 870 км/ч
Ил-62 - дальнемагистральный пассажирский самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина в начале 1960-х годов. Ил-62 стал первым советским реактивным самолетом, способным совершать межконтинентальные полеты, а также беспосадочные рейсы из Москвы на Дальний Восток. Эксплуатация Ил-62 началась в 1967 г. В январе 1974 г. на воздушные линии вышел усовершенствованный лайнер Ил-62М с более мощными и экономичными двигателями и дополнительными топливными баками, что позволило увеличить дальность полета. Самолёт полностью соответствовал мировому технико-экономическому уровню. За создание этого самолёта группе инженеров-конструкторов конструкторского бюро Ильюшина была присуждена Ленинская премия. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации. За годы производства с 1966 по 1995 годы, было произведено 289 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Кол-во кресел: до 186 мест Длина: 53,1 метра Размах крыла: 43,2 метра Высота: 12,3 метра Масса: 74 000 кг Максимальная скорость: 870 км/ч

Ил-76

-32

-33
-34
Ил-76 — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный в конструкторским бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Первый в истории СССР военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями. Ил-76 предназначен для транспортировки техники и грузов различного назначения. Самолёт способен доставлять, в зависимости от модификации, грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч.
Ил-76 позволяет доставить грузы в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане используя различные способы их парашютного десантирования. Характеристики самолёта позволили установить несколько мировых авиационных рекордов.
Самолет является одним из лучших транспортных самолетов в мире, он активно применяется в вооруженных силах России и других стран, а также в других министерствах, для выполнения различных задач.
Самолет Ил-76 до сих пор производится с 1975 года и продолжает модернизироваться. На данный момент известно что всего было выпущено примерно 957 самолетов. 
Технические характеристики:
Экипаж: 5 человек
Длина самолёта: 46,6 метра
Размах крыла: 50,5 метра
Высота самолёта: 14,7 метра
Масса пустого: 88,5 тонн
Грузоподъёмность: до 60 тонн
Максимальная скорость: 850 км/ч
Ил-76 — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный в конструкторским бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Первый в истории СССР военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями. Ил-76 предназначен для транспортировки техники и грузов различного назначения. Самолёт способен доставлять, в зависимости от модификации, грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч. Ил-76 позволяет доставить грузы в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане используя различные способы их парашютного десантирования. Характеристики самолёта позволили установить несколько мировых авиационных рекордов. Самолет является одним из лучших транспортных самолетов в мире, он активно применяется в вооруженных силах России и других стран, а также в других министерствах, для выполнения различных задач. Самолет Ил-76 до сих пор производится с 1975 года и продолжает модернизироваться. На данный момент известно что всего было выпущено примерно 957 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Длина самолёта: 46,6 метра Размах крыла: 50,5 метра Высота самолёта: 14,7 метра Масса пустого: 88,5 тонн Грузоподъёмность: до 60 тонн Максимальная скорость: 850 км/ч

Ту-104

-36

-37
Ту-104  — первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге. Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года. На Ту-104 резко возрос уровень комфорта для пассажиров, по сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами: на борту были установлены мягкие анатомические кресла с регулирующийся по высоте спинкой, в полёте пассажирам предоставлялось горячее питание и прохладительные напитки, стюарды перед вылетом проводили обязательный инструктаж по безопасности, и тому подобное — таким образом, именно на Ту-104 в конце 1950-х был впервые внедрён привычный в наше время стандарт обслуживания на борту самолёта. На Ту-104 перелёт на Дальний Восток и в Сибирь занимал несколько часов.
С начала производства в 1956 году и по окончании выпуска в 1979 году, было произведено 205 самолетов.
Технические характеристики:
Экипаж: 5 человек
Количество пассажиров: 50-110 человек
Длина:38,85 метра
Размах крыла: около 35 метров
Высота: около 12 метров
Масса: 74500 кг
Максимальная скорость: чуть более 900 км/ч
Ту-104 — первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге. Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года. На Ту-104 резко возрос уровень комфорта для пассажиров, по сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами: на борту были установлены мягкие анатомические кресла с регулирующийся по высоте спинкой, в полёте пассажирам предоставлялось горячее питание и прохладительные напитки, стюарды перед вылетом проводили обязательный инструктаж по безопасности, и тому подобное — таким образом, именно на Ту-104 в конце 1950-х был впервые внедрён привычный в наше время стандарт обслуживания на борту самолёта. На Ту-104 перелёт на Дальний Восток и в Сибирь занимал несколько часов. С начала производства в 1956 году и по окончании выпуска в 1979 году, было произведено 205 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Количество пассажиров: 50-110 человек Длина:38,85 метра Размах крыла: около 35 метров Высота: около 12 метров Масса: 74500 кг Максимальная скорость: чуть более 900 км/ч

Ту-114

-39
-40
Ту 114 - советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в 1955 году. На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Среди достижений Ту-114:
- самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;
- самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;
- единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом;
- турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными турбовинтовым двигателем.
Производился серийно в 1961—1965 годах. Всего был построено 32 самолёта.
Технические характеристики:
Экипаж: 5 человек
Пассажировместимость: 170—220 человек
Грузоподъёмность: 22 500 кг
Длина: 54,1 метра
Размах крыла: 51,1 метра
Высота: 15,5 метра
Масса самолёта: около 88 тонн
Максимальная скорость: около 880км/ч
Ту 114 - советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в 1955 году. На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Среди достижений Ту-114: - самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт; - самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт; - единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом; - турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными турбовинтовым двигателем. Производился серийно в 1961—1965 годах. Всего был построено 32 самолёта. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Пассажировместимость: 170—220 человек Грузоподъёмность: 22 500 кг Длина: 54,1 метра Размах крыла: 51,1 метра Высота: 15,5 метра Масса самолёта: около 88 тонн Максимальная скорость: около 880км/ч

Ту-124

-42
-43
Ту-124 -  советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости. Проект Ту-124 разрабатывался как уменьшенный Ту-104. Они схожи внешне, но различаются исполнением некоторых агрегатов. Ту-124 — переходный от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму. Один из первых пассажирских самолётов на котором установлены экономичные турбореактивные двигатели. Самолёт эксплуатировался в основном в европейской части СССР, также осуществлял международные полёты в Хельсинки, Стокгольм, Варшаву и Белград. 
Производство самолёта было начато в 1962 году, а завершено в 1966 году. Было построено 166 самолетов.
Технические характеристики:
Экипаж: 4 человека
Количество пассажиров: 56 человек
Длина: 31,58 метра
Размах крыла: 25,55 метра
Высота: 8 метров
Масса: около 22 тонн
Максимальная скорость:  907 км/ч
Ту-124 - советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости. Проект Ту-124 разрабатывался как уменьшенный Ту-104. Они схожи внешне, но различаются исполнением некоторых агрегатов. Ту-124 — переходный от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму. Один из первых пассажирских самолётов на котором установлены экономичные турбореактивные двигатели. Самолёт эксплуатировался в основном в европейской части СССР, также осуществлял международные полёты в Хельсинки, Стокгольм, Варшаву и Белград. Производство самолёта было начато в 1962 году, а завершено в 1966 году. Было построено 166 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: 56 человек Длина: 31,58 метра Размах крыла: 25,55 метра Высота: 8 метров Масса: около 22 тонн Максимальная скорость: 907 км/ч

Ту-134

-45
-46
Ту-134 - советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в конструкторском бюро имени Андрея Николаевича  Туполева.  Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе.
Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории.
Самолет производился с 1966 года по 1989 год, было выпущено 854 самолёта.
Технические характеристики:
Экипаж: 	4 человека
Количество пассажиров:   до 80 человек
Длина:  37,1 метра
Размах крыла:   29 метра
Высота:    9,02 метра
Масса самолёта:   47 тонн
Максимальная скорость: до 885 км/ч
Ту-134 - советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Самолет производился с 1966 года по 1989 год, было выпущено 854 самолёта. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: до 80 человек Длина: 37,1 метра Размах крыла: 29 метра Высота: 9,02 метра Масса самолёта: 47 тонн Максимальная скорость: до 885 км/ч

Ту-144

-48
-49
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный конструкторским бюро Андрея Николаевича  Туполева в 1960-х годах. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, этот полёт в мире, стал первым полётом сверхзвукового пассажирского самолёта. 
Первый рабочий рейс — 26 декабря 1975 года по маршруту Москва — Алма-Ата, самолёт перевёз почтовые отправления. 
Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции.
При разработке будущего сверхзвукового пассажирского лайнера на него возлагали большие надежды. Самолёт должен был преодолевать расстояния протяжённостью в 5—6 тысяч километров за несколько часов без промежуточных посадок. 
Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года. 
Эксплуатация самолёта требовала огромных материальных затрат  и руководством страны было принято решение отказаться от эксплуатации этого самолета, предпочтение было отдано более простым и надёжным дозвуковым самолётам. 
Было произведено примерно около 20 самолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 4 человека
Количество пассажиров:  примерно 150 человек
Длина:  более 65 метров
Размах крыла:  28 метров
Высота:   12,50 метра
Масса:   195 тонн
Максимальная скорость: более 2200 км/ч
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный конструкторским бюро Андрея Николаевича Туполева в 1960-х годах. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, этот полёт в мире, стал первым полётом сверхзвукового пассажирского самолёта. Первый рабочий рейс — 26 декабря 1975 года по маршруту Москва — Алма-Ата, самолёт перевёз почтовые отправления. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. При разработке будущего сверхзвукового пассажирского лайнера на него возлагали большие надежды. Самолёт должен был преодолевать расстояния протяжённостью в 5—6 тысяч километров за несколько часов без промежуточных посадок. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года. Эксплуатация самолёта требовала огромных материальных затрат и руководством страны было принято решение отказаться от эксплуатации этого самолета, предпочтение было отдано более простым и надёжным дозвуковым самолётам. Было произведено примерно около 20 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: примерно 150 человек Длина: более 65 метров Размах крыла: 28 метров Высота: 12,50 метра Масса: 195 тонн Максимальная скорость: более 2200 км/ч

Ту-154

-51
-52
-53
-54
Ту 154 - советский трёх двигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности страны.
 На регулярные пассажирские рейсы авиалайнер Ту-154 вышел в 1972 году — свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту он совершил 9 февраля 1972 года по маршруту Москва—Минеральные Воды. 
Ту-154 — один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч.
Производился серийно с 1968 год по 2013 год. За время производства было выпущено 1026 самолетов.
Технические характеристики:
Экипаж: 4 человека
Количество пассажиров:  до 180 человек
Длина:   47,9 метра
Размах крыла:  37,55 метра
Высота:  11,4 метра
Масса:   более 55 тонн
Максимальная скорость:  975 км/ч
Ту 154 - советский трёх двигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности страны. На регулярные пассажирские рейсы авиалайнер Ту-154 вышел в 1972 году — свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту он совершил 9 февраля 1972 года по маршруту Москва—Минеральные Воды. Ту-154 — один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч. Производился серийно с 1968 год по 2013 год. За время производства было выпущено 1026 самолетов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Количество пассажиров: до 180 человек Длина: 47,9 метра Размах крыла: 37,55 метра Высота: 11,4 метра Масса: более 55 тонн Максимальная скорость: 975 км/ч

Як-12

-56
-57
-58
Як-12  — лёгкий многоцелевой транспортный самолёт. Был разработан конструкторским бюро Александра Сергеевича Яковлева по личному заданию  Сталина. Конструкторы стремились создать дешевую, простую в производстве и неприхотливую в эксплуатации машину, которую можно было бы использовать для перевозки пассажиров, почты и грузов на коротких местных авиалиниях.
В 1946 году самолёт прошёл испытания. Почти сразу же было начато серийное производство. Основной вариант Як-12 обладал хорошими для своего класса машин лётными данными. 
Начала производства 1946 год, окончание производства 1968 год.  Было изготовлено 4992 самолета.
Технические характеристики:
Экипаж: 1 человек
Высота самолёта:  3,76 метра
Длина:  8,36 метра
Размах крыла:  12,00 метра
Масса самолета:  830 кг
Максимальная скорость: 194 км/ч
Як-12 — лёгкий многоцелевой транспортный самолёт. Был разработан конструкторским бюро Александра Сергеевича Яковлева по личному заданию Сталина. Конструкторы стремились создать дешевую, простую в производстве и неприхотливую в эксплуатации машину, которую можно было бы использовать для перевозки пассажиров, почты и грузов на коротких местных авиалиниях. В 1946 году самолёт прошёл испытания. Почти сразу же было начато серийное производство. Основной вариант Як-12 обладал хорошими для своего класса машин лётными данными. Начала производства 1946 год, окончание производства 1968 год. Было изготовлено 4992 самолета. Технические характеристики: Экипаж: 1 человек Высота самолёта: 3,76 метра Длина: 8,36 метра Размах крыла: 12,00 метра Масса самолета: 830 кг Максимальная скорость: 194 км/ч

Як-40

-60
-61
-62
-63
Як-40 турбореактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Проект Як-40 разработан в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева. При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечивающий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательность к аэродрому и современный комфорт для пассажиров. Начиная с 1967 года Як-40 регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах и своими характеристиками смог заинтересовать зарубежных покупателей. Самолёт совершил демонстрационные полёты во многих государствах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки.
С начала производства в 1966 году по окончании производства в1981 году, было изготовлено 1012 самолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 4 человека
Пассажиры: до 40 человек
Грузоподъёмность: 3240 кг
Длина:  20,36 метра
Размах крыла:  25,0 метра
Высота:  6,5 метра
Масса:  около 10 тонн
Максимальная скорость: 546 км/ч
Як-40 турбореактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Проект Як-40 разработан в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева. При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечивающий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательность к аэродрому и современный комфорт для пассажиров. Начиная с 1967 года Як-40 регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах и своими характеристиками смог заинтересовать зарубежных покупателей. Самолёт совершил демонстрационные полёты во многих государствах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. С начала производства в 1966 году по окончании производства в1981 году, было изготовлено 1012 самолётов. Технические характеристики: Экипаж: 4 человека Пассажиры: до 40 человек Грузоподъёмность: 3240 кг Длина: 20,36 метра Размах крыла: 25,0 метра Высота: 6,5 метра Масса: около 10 тонн Максимальная скорость: 546 км/ч

Вертолёты

В-12

-65
-66
-67
В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями.  Разработка нового тяжёлого вертолёта была поручена конструкторскому бюро Михаила Леонтьевича Миля.
В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН или создания позиционных районов, размещение которых планировалось на местности без дорог с твёрдым покрытием.
Очень интересная летающая машина, но программа была признана неэффективной потому что, у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно выполняли другие вертолёты.
В серийное производство он не пошел, было выпущенно 2 вертолёта.
Технические характеристики:
Экипаж: 6—10 человек
Пассажировместимость: 196 человек
Длина: 37 метров
Диаметр несущего винта: 35 метров
Высота: 12,5 метра
Масса: 69 100 кг
Максимальная скорость:  260 км/ч
В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями. Разработка нового тяжёлого вертолёта была поручена конструкторскому бюро Михаила Леонтьевича Миля. В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН или создания позиционных районов, размещение которых планировалось на местности без дорог с твёрдым покрытием. Очень интересная летающая машина, но программа была признана неэффективной потому что, у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно выполняли другие вертолёты. В серийное производство он не пошел, было выпущенно 2 вертолёта. Технические характеристики: Экипаж: 6—10 человек Пассажировместимость: 196 человек Длина: 37 метров Диаметр несущего винта: 35 метров Высота: 12,5 метра Масса: 69 100 кг Максимальная скорость: 260 км/ч

Ка-15

-69
-70
-71
Ка-15 — вертолёт соосной схемы расположения винтов, винты вертолета при соосной схема расположения, вращаются в противоположных напрвлениях. Разработанный в конструкторским бюро  Николая Ильича Камова. Вертолёт изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной.
Начиная с 1957 года, Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ. Из-за малой грузоподъёмности Ка-15 оказался неэффективен как противолодочный вертолёт.
В Аэрофлоте и в ДОСААФ вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов. Вертолет Ка-15 использовался на сельскохозяйственных работах, в регионах СССР с тёплым климатом. 
За время производства с 1955 по 1970 годы было построенно  354 вертолёта.
Технические характеристики:
Экипаж: 1 чел.
Пассажировместимость: 1 чел.
Грузоподъёмность: 364 кг
Длина: 6,26 метра
Диаметр несущего винта: 9,96 метра
Высота: 3,35 метра
Масса: 968 кг
Максимальная скорость: 155 км/ч
Ка-15 — вертолёт соосной схемы расположения винтов, винты вертолета при соосной схема расположения, вращаются в противоположных напрвлениях. Разработанный в конструкторским бюро Николая Ильича Камова. Вертолёт изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. Начиная с 1957 года, Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ. Из-за малой грузоподъёмности Ка-15 оказался неэффективен как противолодочный вертолёт. В Аэрофлоте и в ДОСААФ вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов. Вертолет Ка-15 использовался на сельскохозяйственных работах, в регионах СССР с тёплым климатом. За время производства с 1955 по 1970 годы было построенно 354 вертолёта. Технические характеристики: Экипаж: 1 чел. Пассажировместимость: 1 чел. Грузоподъёмность: 364 кг Длина: 6,26 метра Диаметр несущего винта: 9,96 метра Высота: 3,35 метра Масса: 968 кг Максимальная скорость: 155 км/ч

Ми-1

-73
-74
Ми 1 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт. Первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. После Второй мировой войны, ОКБ им. Миля начало разработку экспериментального варианта трехместного геликоптера, который получил название ЭГ-1 (Ми-1). Протестировав образец на испытаниях, комиссия одобрила проект с настоятельными рекомендациями к внесению ряда изменений, опираясь на возможности усовершенствования некоторых систем.
Зимой 1954 г. Ми-1 начали использовать в гражданской авиации. Через пару лет он поступил на эксплуатацию в «Аэрофлот».
За годы производства с 1950 по 1965 годы, было построено примерно 2680 вертолётов.
Техничесие характеристики:
Экипаж: 1 человек
Пассажировместимость: 2 человека
Грузоподъёмность: 255 кг
Длина: 12,09 метра
Диаметр несущего винта: 14,35 метра
Высота: 3,30 метра
Масса: 1700 кг
Максимальная скорость: 185 км/ч
Ми 1 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт. Первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. После Второй мировой войны, ОКБ им. Миля начало разработку экспериментального варианта трехместного геликоптера, который получил название ЭГ-1 (Ми-1). Протестировав образец на испытаниях, комиссия одобрила проект с настоятельными рекомендациями к внесению ряда изменений, опираясь на возможности усовершенствования некоторых систем. Зимой 1954 г. Ми-1 начали использовать в гражданской авиации. Через пару лет он поступил на эксплуатацию в «Аэрофлот». За годы производства с 1950 по 1965 годы, было построено примерно 2680 вертолётов. Техничесие характеристики: Экипаж: 1 человек Пассажировместимость: 2 человека Грузоподъёмность: 255 кг Длина: 12,09 метра Диаметр несущего винта: 14,35 метра Высота: 3,30 метра Масса: 1700 кг Максимальная скорость: 185 км/ч

Ми-2

-76
-77
-78
Ми-2 советский многоцелевой вертолёт, разработанный конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля в начале 1960-х годов. По некоторым данным, первый в мире двухдвигательный турбовинтовой вертолет. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Производство вертолёта было начато в 1965 году, окончено производство в 1992 году. Построено свыше 5400 вертолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 1 человек
Пассажировместимость: 10 человек
Длина: 11,40 метра
Диаметр несущего винта: 14,50 метра
Высота: 3,70 метра
Масса: 2372 кг
Максимальная скорость: 210км/ч
Ми-2 советский многоцелевой вертолёт, разработанный конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля в начале 1960-х годов. По некоторым данным, первый в мире двухдвигательный турбовинтовой вертолет. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. Производство вертолёта было начато в 1965 году, окончено производство в 1992 году. Построено свыше 5400 вертолётов. Технические характеристики: Экипаж: 1 человек Пассажировместимость: 10 человек Длина: 11,40 метра Диаметр несущего винта: 14,50 метра Высота: 3,70 метра Масса: 2372 кг Максимальная скорость: 210км/ч

Ми-4

-80
-81
-82
Ми-4 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля, в начале 1950-х годов.  Был первым военно-транспортным вертолётом вооружённых сил СССР.
Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённый грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.
Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах.
Начало производства 1953 год окончание производства 1968 год. За годы производства было выпущено примерно 3900 вертолётов.
Технические характеристики:
Экипаж:  3 человека
Пассажиры: 16 человек
Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг
Диаметр несущего винта:  21 метра
Диаметр рулевого винта:  3,6 метра
Длина фюзеляжа:  16,8 метра
Высота:  4,4 метра
Масса:  4900 кг
Максимальная скорость:  226 км/ч
Ми-4 - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в конструкторском бюро Михаила Леонтьевича Миля, в начале 1950-х годов. Был первым военно-транспортным вертолётом вооружённых сил СССР. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённый грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах. Начало производства 1953 год окончание производства 1968 год. За годы производства было выпущено примерно 3900 вертолётов. Технические характеристики: Экипаж: 3 человека Пассажиры: 16 человек Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг Диаметр несущего винта: 21 метра Диаметр рулевого винта: 3,6 метра Длина фюзеляжа: 16,8 метра Высота: 4,4 метра Масса: 4900 кг Максимальная скорость: 226 км/ч

Ми-6

-84
-85
-86
МИ-6 - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Создан во второй половине 1950-х годов, когда в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», для переброски которых и потребовался вертолёт большой грузоподъёмности. Относительно летно-технических характеристик вертолет превзошел многих своих отечественных и зарубежных аналогов, совершив небывалый прыжок в сфере вертолетостроения на то время.
В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевший скорость 300 км/ч, считавшейся в то время предельной для вертолётов. Всего на вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.
Строился с 1959 года, как в военном, так и в гражданском вариантах. Окончание производства 1980 год. За время производства было построенно 926 вертолетов.
Технические характеристики: 
Экипаж: 5 человек
Пассажировместимость: примерно 65 человек
Длина: 33,16 метра
Высота: 9,16 метра
Ширина: 3,2 метра
Масса: 27 500 кг
Максимальная скорость:  до 340 км/ч
МИ-6 - советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Создан во второй половине 1950-х годов, когда в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», для переброски которых и потребовался вертолёт большой грузоподъёмности. Относительно летно-технических характеристик вертолет превзошел многих своих отечественных и зарубежных аналогов, совершив небывалый прыжок в сфере вертолетостроения на то время. В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевший скорость 300 км/ч, считавшейся в то время предельной для вертолётов. Всего на вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Строился с 1959 года, как в военном, так и в гражданском вариантах. Окончание производства 1980 год. За время производства было построенно 926 вертолетов. Технические характеристики: Экипаж: 5 человек Пассажировместимость: примерно 65 человек Длина: 33,16 метра Высота: 9,16 метра Ширина: 3,2 метра Масса: 27 500 кг Максимальная скорость: до 340 км/ч

Ми-8

-88
-89
Ми-8 - советский российский многоцелевой вертолёт, разработанный конструкторском бюро имени Михаила Леонтьевича Миля в начале 1960-х годов. Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире (построено более 12 тыс. экземпляров), входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется более чем в 50 странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. 
После ряда доработок Ми-8 был запущен в серийное производство в 1965 году, принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор.
Вертолёт используется в различных модификациях.
Ми-8 используется более чем в 50 странах, это говорит об отличных свойствах этого вертолёта.
Производится с 1965 года, построенно более 12 000 вертолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 3 человека
Пассажиры: в зависимости от модификации до 30 человек
Длина: 25,31 метра
Высота: 5,54 метра
Диаметр несущего винта: 21,3 метра
Масса: в зависимости от модицикации около 7550 кг
Максимальная скорость: до 280 км/ч
Ми-8 - советский российский многоцелевой вертолёт, разработанный конструкторском бюро имени Михаила Леонтьевича Миля в начале 1960-х годов. Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире (построено более 12 тыс. экземпляров), входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется более чем в 50 странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. После ряда доработок Ми-8 был запущен в серийное производство в 1965 году, принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Вертолёт используется в различных модификациях. Ми-8 используется более чем в 50 странах, это говорит об отличных свойствах этого вертолёта. Производится с 1965 года, построенно более 12 000 вертолётов. Технические характеристики: Экипаж: 3 человека Пассажиры: в зависимости от модификации до 30 человек Длина: 25,31 метра Высота: 5,54 метра Диаметр несущего винта: 21,3 метра Масса: в зависимости от модицикации около 7550 кг Максимальная скорость: до 280 км/ч

Ми-10

-91
-92
-93
-94
Ми-10 - советский военный транспортный вертолёт. Разработан в шестидесятых годах, принят на вооружение в 1963 году. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе. Ми-10К — гражданская модификация Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ. Новая модификация Ми-10К, была разработана специально для строительно-монтажных работ. В 1981 году впервые в практике СССР с помощью грузового вертолёта МИ-10К были смонтированы конструкции Харьковской телебашни высотой 240,7 метра.
 В 1967 году Ми-10К летал на авиашоу в Париже.
Производился с 1964 года по 1969 год. За годы производства было построенно 44 вертолёта.
Технические характеристики: 
Экипаж: 3 человека
Грузоподъёмность: да 15 000 кг
Длина: 41,89 метра
Диаметр несущего винта: 35,0 метра
Высота: 9,9 метра
Масса: 27 100 кг
Максимальная скорость: 235 км/ч
Ми-10 - советский военный транспортный вертолёт. Разработан в шестидесятых годах, принят на вооружение в 1963 году. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе. Ми-10К — гражданская модификация Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ. Новая модификация Ми-10К, была разработана специально для строительно-монтажных работ. В 1981 году впервые в практике СССР с помощью грузового вертолёта МИ-10К были смонтированы конструкции Харьковской телебашни высотой 240,7 метра. В 1967 году Ми-10К летал на авиашоу в Париже. Производился с 1964 года по 1969 год. За годы производства было построенно 44 вертолёта. Технические характеристики: Экипаж: 3 человека Грузоподъёмность: да 15 000 кг Длина: 41,89 метра Диаметр несущего винта: 35,0 метра Высота: 9,9 метра Масса: 27 100 кг Максимальная скорость: 235 км/ч