Студенты знают язык на уровне выживания, а должны говорить, как носители. На все еcть только 4 месяца и ни дня больше. Миссия невыполнима? А вот и нет! Рассказываем, как мы справились с этой задачей так же круто, как и Том Круз.
Дедлайн вчера
Четыре года назад к нам, благодаря сарафанному радио, обратилась российская IT-компания, которая к тому моменту открыла офис в Бостоне и сформировала «десант» из двенадцати человек для американского филиала. Каждому из них: аккаунт- и project-менеджерам, разработчикам предстояло общаться на английском с заказчиками и клиентами.
Но было одно но.
У большинства сотрудников уровень языка был не выше Elementary – уровень A1 по международной классификации. А чтобы общаться с клиентом, требовался Advanced. То есть наши герои максимум могли вести несложные разговоры на бытовые темы и понимать собеседника, если тот говорит медленно и четко. А нужно было общаться на уровне носителя.
На то, чтобы шагнуть с Elementary до Advanced было 4 месяца.
И согласиться на меньшее, например, на Upper-Intermediate, значило поставить под удар выход на американский рынок. Уровня, которого хватает для жизни за границей, мало для активного продвижения компании. От того, насколько хорошо сотрудники услышат клиента, поймут его, смогут с ним при необходимости поспорить, в чем-то убедить, донести свои мысли, зависел успех нового офиса.
Когда язык – инструмент, а не средство общения с коллегами, нужен более высокий уровень владения английским.
Мы сразу предупредили, что это именно тот случай, когда стопроцентной гарантии успеха просто нет. Вы верите, что у нас все получится и работаете изо всех сил, или не верите. А мы со своей стороны сделаем все возможное. Клиент верил.
Программа «по мерке»
Чтобы решить эту нетривиальную задачу, мы должны были создать систему, в которой в минимальные сроки ученики освоят как можно больше английского языка, но не общеупотребительного, а того, что нужен им: с профессиональной лексикой, заточенной под профиль компании.
Мы создали довольно эффективный гибрид – программу, в которой грамматика давалась не соответственно уровню, а соответственно конечной задаче: общению с клиентами IT-компании.
Она «перешагивала» через привычные этапы – на их последовательное прохождение просто не было времени. Вначале мы давали необходимую для работы грамматику – «скелет», на который нанизывается функциональный язык: специальные термины, выражения, профессиональная лексика. Все, что необходимо для полноценного общения с носителями языка.
Уже потом мы:
- Отобрали только самые необходимые правила из разных уровней.
- Проанализировали семантическое облако потенциальных задач наших студентов, расспросили, что входит в их обязанности, чтобы выделить необходимый набор слов, устойчивые выражения и профессиональный сленг.
- Отработали стандартные ситуации и диалоги, формальные требования к переписке.
Дело добровольное
Примерно 500 часов занятий на то, чтобы дойти до Advanced и подготовиться к работе было у наших студентов, и они работали с полной отдачей! Если бы не их активность и вовлеченность, успех был бы под большим вопросом. Мы занимались четыре месяца по пять раз в неделю + домашние задания.
Была и еще одна сложность. Многие айтишники, разработчики – интровертные люди. Им с трудом дается разговорная практика. В процессе работы, когда возникает необходимость, они общаются нормально, но учебные диалоги внутри группы и более неформальное взаимодействие даются им с трудом.
Наши клиенты только подтвердили это правило.
В основном мы работаем с IT-компаниями, поэтому были готовы к такой особенности студентов. Мы знаем, как в обычном режиме их можно потихоньку, без давления, разговорить, чтобы появлялось не внутреннее сопротивление, а желание общаться. Но в нашей истории на такую тактику не было времени.
Мы требовали, чтобы студенты говорили 2,5 часа, но они реагировали на это довольно агрессивно и протестовали против этого формата. Преподаватели жаловались, что ученики отказываются от разговорного формата. Но ведь через четыре месяца им нужно будет общаться с клиентом на английском! Чтобы решить проблему, подключился наш старший преподаватель Екатерина. Ей удалось убедить студентов, мы подобрали пары для диалогов, чтобы студентам было комфортнее общаться, и разговорный навык был наработан!
Все получилось
Для нас этот опыт превратился в настоящий challenge: мы поставили на кон свою репутацию. И мы до последнего не знали – получится ли?
Команда уехала в Бостон. Занятия продолжились, но теперь их было два в неделю – больше не позволяла рабочая нагрузка. Мы сказали: «Если нужно перевести письмо или помочь со встречей – сообщайте, будем вас сопровождать». Однако этого практически не понадобилось. Только один раз мы помогли им сделать презентацию и пару раз консультировали по письмам, а в остальном они справлялись самостоятельно.
Некоторые члены команды занимаются с нами до сих пор и достигли полноценного уровня Advanced и даже Proficiency – знают язык на уровне образованного носителя. Мы также учим сотрудников этой компании и в российском офисе. Идем с ними не в том бешеном темпе, как с «бостонцами», а в обычном. Подключаются и новенькие с более низкими уровнями.
Пока мы работали с этой задачей, почувствовали себя героями боевика и теперь не оборачиваемся на взрыв, а идем и создаем систему, которая сработает!
***
Если вашим сотрудникам нужно знать узкоспециализированный профильный язык или решить совсем нестандартную точечную задачу, наша школа поможет. Мы разрабатываем кастомные программы для разных сфер деятельности. Листайте вниз и оставляйте заявку на расчет или обратный звонок на нашем сайте!