Публикуем часть беседы директора радио Радонеж Евгения Никифорова с политологом Ростиславом Ищенко. Прочитать или прослушать полную запись вы можете на сайте РАДИО РАДОНЕЖ.
Е. Никифоров: Трамп подписал Соглашение об уходе Соединённых Штатов из республики. Дальше афганцам придётся разбираться самим. смогут ли они?
Р. Ищенко: Вполне. До 1973 года афганцы сами неплохо справлялись со своей страной и делали бы это дальше, если бы им не мешали. Когда произошёл первый военный переворот, началась гражданская война. Если бы не военное вмешательство других государств, она давно бы закончилась, и безо всяких талибов. Радикализация, исламизация, архаизация общества и его распад происходят как раз в результате длительной гражданской войны. До войны афганская экономика соответствовала Китаю в начале XX века, сейчас по состоянию своей экономики и по уровню общественного развития он находится в XV или XVI веке.
Е. Никифоров: А с чем это связано? Есть мнение, что некоторые народы не способны воспринять определённую форму общественного обустройства, как бы к этому не стремились. Например, американская демократия – сложнейшая система, построенная на противовесе поправок, сдержек. А есть народы, которые в принципе не способны такое воспринять. Может ли в азиатских, среднеазиатских странах, той же Чечне установиться режим, который в какой-то степени можно считать демократией?
Р. Ищенко: Каждое общество находится на своём уровне развития как экономического, так и политического. Оно требует не какой-то идеальной демократии, а режима, актуального для своего уровня развития. Тут существенную роль играют традиции, а также формат принятых в данном государстве религий. В определенных случаях мы видим, как формат религии существенно влияет на формат соответствующего государственного устройства.
Например, пока Римская империя была языческим государством, власть в ней не передавалась по наследству. Император мог передать власть не сыну, а кому-то другому. Кто-то мог совершить переворот, захватить власть, и общество спокойно к этому относилось – если захватывает, значит, достоин, право сильного. Когда установилось христианство, буквально за одно столетие произошёл переворот в сознании: императоры стали объяснять своё право на власть принадлежностью к правящей династии.
Верование народа, его история, традиции – всё влияет на формат государственного устройства. Но в первую очередь надо смотреть на экономическую ситуацию. В 1973 году в Афганистане не возникало вопросов по женской эмансипации, потому что общество находилось в той же стадии развития экономики, что и Европа в период эмансипации. Это произошло не потому, что кто-то задумался о женщинах, что они скучают дома, а потому что развитие промышленности потребовало новых рабочих рук. Всеобщее среднее образование стало обязательным. потому что потребовались рабочие, которые умеют читать, считать и понимают, что они делают.
В это время возникает социальная система, появляются детские сады, чтобы освободить женщину от домашнего хозяйства. Но чтобы "загнать" её на завод, мало было освободить её время – нужно было совершить настоящий переворот в общественном сознании, и в первую очередь в сознании самой женщины.
Эти же процессы, с опозданием на 100 лет, происходили в Афганистане в начале 70-х, но перевороты и гражданская война отбросили его назад. По мере разрушения экономики к власти пришли люди, которые представляют себе общественное устройство на уровне своих предков XV века. Они так же бегают с оружием и охраняют караваны, неважно, что вместо сабелек у них винтовки, а караваны везут не шёлк, а опиум. Погрузившись в допотопную экономику, Афганистан стал продуцировать и допотопное общество. Сельская глубинка давно откатилась на уровень XV-XVI века.
Е. Никифоров: Насколько изменились талибы за эти годы?
Р. Ищенко: Те, что сидят в Дохе и ведут переговоры со Штатами, с Россией, изменились. Они понимают, что мир, спокойствие на границах – в интересах Афганистана. Но есть множество полевых командиров, которые кормятся этой войной, они ничего другого не умеют делать, кроме как воевать. И они не хотят прекращать эту войну.
Е. Никифоров: Сейчас при настоящем раскладе всех сил Россия находится в преимущественном положении? Ей это удобно, выгодно или неудобно, и она будет что-то думать по поводу того, как существовать дальше?
Р. Ищенко: Политический процесс не детерминирован. Нельзя говорить о какой-то личной выгоде или личном провале. Многое зависит от собственных решений, и многое зависит от решения политических оппонентов и даже политических союзников. До сих пор Россия выигрывала, я надеюсь, будет продолжать. Именно за счёт того, что её руководство принимало верные решения, и принимало их быстрее, чем решение принимали российские оппоненты. Но это всегда может измениться.
Е. Никифоров: Дай Бог разумение нашему руководству, чтобы оно верно мыслило, чтобы Господь вразумил всех, кто принимает решения, которые полезны нашему государству и обществу.
В беседе также обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Украины. Переходите на сайт радио Радонеж и читайте во вкладке Газета полную запись беседы.