Здравствуйте. В феврале 2021 года в Тамбове, на Аллее Героев городского парка Победы, состоялось торжественное открытие памятника-бюста Героя Советского Союза и полного кавалера Ордена Славы Ивана Григорьевича Драченко. Открытие этого мемориала было приурочено ко Дню Защитника Отечества. Там же, на этой Аллее Героев, установлены памятники и другим участникам Великой Отечественной войны так или иначе связанных с Тамбовом или Тамбовской областью. Созданы они были в рамках проекта "Историческая память" вместе с Российским военно-историческим обществом. Ранее на нашем канале уже выходила статья, где мы рассказали о Василии Ивановича Щелкунове. Он был в числе летчиков Дальней авиации, которые в августе 1941 года наносили первые удары по немецкой столице. (Ссылка на статью) Сегодня же мы подготовили материал о боевом пути другого прославленного летчика. Иван Григорьевич родился 15 ноября в селе Севастьяновка (Черкасская область. Украина). С городом на Цне, его связывало то, что в 1943 году, перед отправкой на фронт он закончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Теперь более подробно.
Родился Иван Григорьевич в крестьянской семье. Его отец был участником Первой Мировой войны, а дядя воевал в Гражданскую. В начале тридцатых годов его семья переехала в Лугу (Ленинградская область). Еще учась в школе Иван Григорьевич увлекся авиацией. В те годы тысячи молодых людей хотели связать свою жизнь с небом. Популяризация профессии летчика тогда достигла небывалых высот. Это было время рекордных перелетов и легендарных летчиков-испытателей ( к примеру В. П. Чкалова, М. М. Громова), которые становились кумирами для советских людей. В конечном счете, в 1940 году И. Г. Драченко поступает в 1-ый Ленинградский аэроклуб, где прошел как теоретический, так и практический курс обучения. Свой первый полет он совершил на учебно-тренировочном самолете У-2. По итогам обучения в аэроклубе был рекомендован к зачислению в авиационную школу. Весной 1941 года (дата призыва в военкомате 09.04.1941) И. Г. Драченко отправился для дальнейшего обучения в Тамбов (2-я объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ им. Петрова). В авиационной школе он освоил несколько типов самолетов. Изначально курсанты летали на Р-5 и СБ (так как после начала войны в школе стали готовить пилотов и для бомбардировочной авиации), а уже ближе к выпуску приходилось изучать Ил-2. Стоит отметить что большая часть обучения прошла не в Тамбове, а в Джизаке (Узбекистан), куда вскоре после начала Великой Отечественной войны была эвакуирована авиационная школа. В апреле 1943 года, по окончанию обучения, И. Г. Драченко было присвоено звание младшего лейтенанта. В своих мемуарах он вспоминал, что перед тем как попасть на фронт, его направили для прохождения службы на заводскую Летно-испытательную станцию (вероятнее всего на заводе № 18 в Куйбышеве, где осуществлялся выпуск штурмовиков Ил-2). В течении нескольких месяцев он занимался перегонкой самолетов на прифронтовые аэродромы. Вскоре его направили для дальнейшего прохождения службы в 66-ой Киевский штурмовой авиационный полк. Свой боевой путь Иван Григорьевич начинает во время сражения на Курской Дуге в июле 1943 года. В период до 14 августа он осуществил 21 боевой вылет для нанесения штурмовых ударов по скоплениям живой силы и бронетехнике противника.
При этом им было уничтожено несколько танков и автомашин, взорван склад с боеприпасами и подавлено четыре зенитные точки. В начале августа самолеты полка наносили удары по опорным пунктам немцев северо-западнее Харькова. Вечером 14 августа состоялся очередной боевой вылет. Перед штурмовиками была поставлена задача атаковать танковую колонну, которая двигалась по шоссе Валки- Харьков. Прикрытие штурмовикам обеспечивала группа наших истребителей. При подходе к железнодорожной станции Мерефа штурмовики были атакованы немецким самолетами. В этом бою самолет И. Г. Драченко был подбит (по другой версии он осуществил таран истребителя противника, но она не подтверждается ни в мемуарах, ни в наградных документах), а сам он, получив тяжелое ранение, попал в плен. Существуют некоторые расхождения, относительно того как был сбит его штурмовик. В своих мемуарах Иван Григорьевич пишет, что его сбили с земли огнем немецкой зенитной артиллерии, которая осуществляла прикрытие железнодорожного узла. Однако в документах на награждение, отмечается что он был подбит непосредственно истребителями противника. В плену, от сотрудничества с немцами, Иван Григорьевич отказался. Через несколько недель, по дороге в лагерь военнопленных в Кременчуге, И. Г. Драченко вместе с группой советских военнослужащих удалось сбежать. После возращения из-за линии фронта он несколько месяцев провел в московском госпитале. Несмотря на потерю правого глаза, Ивану Григорьевичу удалось восстановиться и снова начать летать. Службу он продолжил в своем же полку. Зимой 1944 года принял участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции. При этом приходилось наносить удары по различным объектам, опорным пунктам и скоплениям войск противника в районе Умани, Шполы и Звенигородки. После была Молдавия. Ожесточенные бои на линии Кишинёв- Яссы. Приказом НКО СССР за номером 016 от 05.02.44 г. полк в котором воевал И. Г. Драченко был преобразован в 140-ой ГШАП.
При этом высокую награду (гвардейское Знамя) вручал сам командующий фронтом маршал И. С. Конев. Довольно часто штурмовики использовали и для решения задач ближней разведки. Отмечается случай, который произошел 6 апреля 1944 года. Во время очередного боевого вылета самолет Ивана Григорьевича был атакован группой немецких истребителей Focke-Wulf Fw. 190. Несмотря на полученные повреждения в бою, ему удалось дотянуть до аэродрома и передать важные разведданные. В начале июля 1944 года 1-ый гвардейский штурмовой корпус, к составу которого относился 140-ой ГШАП был переброшен из Молдавии на Львовское направление. 13 июля началась Львовско-Сандомировская наступательная операция, одной из целью которой было уничтожение немецкой группы армий "Северная Украина". После ее успешного завершения, И. Г. Драченко принимал участие в Висло-Одерской и Берлинских операциях. Всего за время войны он выполнил более 150 боевых вылетов, отметившись уничтожением пяти самолетов противника, большого числа бронетехники, мостов, переправ, складов и прочих военных объектов. И. Г. Драченко был награжден следующими орденами и медалями: Орден Красной Звезды (25.01.1944), Орденами Отечественной войны 1 степени (22.02.1944, 11.03.1985), Орденами Славы третьей (05.06.1944), второй (05.09.1944, 07.10.1944) и первой степени (26.11.1958), Орденом Красного знамени (19.05.1945), Медалью за Взятие Берлина (09.06.1945), Медалью За освобождение Праги (09.06.1945), Медалью За победу над Германией в Великой Отечественной войне (09.05.1945).
26.10.1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1947 году по состоянию здоровья Иван Григорьевич был уволен в запас (в звании гвардии старший лейтенант). Учился, жил и работал в Киеве. Не стало героя 16 ноября 1994 года.
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.warheroes.ru/, http://podvignaroda.ru/, http://allaces.ru/, https://pamyat-naroda.ru/, https://waralbum.ru/, https://commons.wikimedia.org/, книга И. Г. Драченко. На крыльях Мужества.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).