18,7K подписчиков

Драченко Иван Григорьевич. Военный летчик. Герой Советского Союза.

4,2K прочитали

Здравствуйте. В феврале 2021 года в Тамбове, на Аллее Героев городского парка Победы, состоялось торжественное открытие памятника-бюста Героя Советского Союза и полного кавалера Ордена Славы Ивана Григорьевича Драченко. Открытие этого мемориала было приурочено ко Дню Защитника Отечества. Там же, на этой Аллее Героев, установлены памятники и другим участникам Великой Отечественной войны так или иначе связанных с Тамбовом или Тамбовской областью. Созданы они были в рамках проекта "Историческая память" вместе с Российским военно-историческим обществом. Ранее на нашем канале уже выходила статья, где мы рассказали о Василии Ивановича Щелкунове. Он был в числе летчиков Дальней авиации, которые в августе 1941 года наносили первые удары по немецкой столице. (Ссылка на статью) Сегодня же мы подготовили материал о боевом пути другого прославленного летчика. Иван Григорьевич родился 15 ноября в селе Севастьяновка (Черкасская область. Украина). С городом на Цне, его связывало то, что в 1943 году, перед отправкой на фронт он закончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Теперь более подробно.

Мемориал посвященный И. Г. Драченко. Парк Победы. г. Тамбов. Фото автора.
Мемориал посвященный И. Г. Драченко. Парк Победы. г. Тамбов. Фото автора.

Родился Иван Григорьевич в крестьянской семье. Его отец был участником Первой Мировой войны, а дядя воевал в Гражданскую. В начале тридцатых годов его семья переехала в Лугу (Ленинградская область). Еще учась в школе Иван Григорьевич увлекся авиацией. В те годы тысячи молодых людей хотели связать свою жизнь с небом. Популяризация профессии летчика тогда достигла небывалых высот. Это было время рекордных перелетов и легендарных летчиков-испытателей ( к примеру В. П. Чкалова, М. М. Громова), которые становились кумирами для советских людей. В конечном счете, в 1940 году И. Г. Драченко поступает в 1-ый Ленинградский аэроклуб, где прошел как теоретический, так и практический курс обучения. Свой первый полет он совершил на учебно-тренировочном самолете У-2. По итогам обучения в аэроклубе был рекомендован к зачислению в авиационную школу. Весной 1941 года (дата призыва в военкомате 09.04.1941) И. Г. Драченко отправился для дальнейшего обучения в Тамбов (2-я объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ им. Петрова). В авиационной школе он освоил несколько типов самолетов. Изначально курсанты летали на Р-5 и СБ (так как после начала войны в школе стали готовить пилотов и для бомбардировочной авиации), а уже ближе к выпуску приходилось изучать Ил-2. Стоит отметить что большая часть обучения прошла не в Тамбове, а в Джизаке (Узбекистан), куда вскоре после начала Великой Отечественной войны была эвакуирована авиационная школа. В апреле 1943 года, по окончанию обучения, И. Г. Драченко было присвоено звание младшего лейтенанта. В своих мемуарах он вспоминал, что перед тем как попасть на фронт, его направили для прохождения службы на заводскую Летно-испытательную станцию (вероятнее всего на заводе № 18 в Куйбышеве, где осуществлялся выпуск штурмовиков Ил-2). В течении нескольких месяцев он занимался перегонкой самолетов на прифронтовые аэродромы. Вскоре его направили для дальнейшего прохождения службы в 66-ой Киевский штурмовой авиационный полк. Свой боевой путь Иван Григорьевич начинает во время сражения на Курской Дуге в июле 1943 года. В период до 14 августа он осуществил 21 боевой вылет для нанесения штурмовых ударов по скоплениям живой силы и бронетехнике противника.

Штурмовики Ил-2 из состава 140-го ГШАП. Источник фото: https://waralbum.ru/
Штурмовики Ил-2 из состава 140-го ГШАП. Источник фото: https://waralbum.ru/

При этом им было уничтожено несколько танков и автомашин, взорван склад с боеприпасами и подавлено четыре зенитные точки. В начале августа самолеты полка наносили удары по опорным пунктам немцев северо-западнее Харькова. Вечером 14 августа состоялся очередной боевой вылет. Перед штурмовиками была поставлена задача атаковать танковую колонну, которая двигалась по шоссе Валки- Харьков. Прикрытие штурмовикам обеспечивала группа наших истребителей. При подходе к железнодорожной станции Мерефа штурмовики были атакованы немецким самолетами. В этом бою самолет И. Г. Драченко был подбит (по другой версии он осуществил таран истребителя противника, но она не подтверждается ни в мемуарах, ни в наградных документах), а сам он, получив тяжелое ранение, попал в плен. Существуют некоторые расхождения, относительно того как был сбит его штурмовик. В своих мемуарах Иван Григорьевич пишет, что его сбили с земли огнем немецкой зенитной артиллерии, которая осуществляла прикрытие железнодорожного узла. Однако в документах на награждение, отмечается что он был подбит непосредственно истребителями противника. В плену, от сотрудничества с немцами, Иван Григорьевич отказался. Через несколько недель, по дороге в лагерь военнопленных в Кременчуге, И. Г. Драченко вместе с группой советских военнослужащих удалось сбежать. После возращения из-за линии фронта он несколько месяцев провел в московском госпитале. Несмотря на потерю правого глаза, Ивану Григорьевичу удалось восстановиться и снова начать летать. Службу он продолжил в своем же полку. Зимой 1944 года принял участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции. При этом приходилось наносить удары по различным объектам, опорным пунктам и скоплениям войск противника в районе Умани, Шполы и Звенигородки. После была Молдавия. Ожесточенные бои на линии Кишинёв- Яссы. Приказом НКО СССР за номером 016 от 05.02.44 г. полк в котором воевал И. Г. Драченко был преобразован в 140-ой ГШАП.

Штурмовики Ил-2 из состава 140-го ГШАП. Источник фото: https://waralbum.ru/
Штурмовики Ил-2 из состава 140-го ГШАП. Источник фото: https://waralbum.ru/

При этом высокую награду (гвардейское Знамя) вручал сам командующий фронтом маршал И. С. Конев. Довольно часто штурмовики использовали и для решения задач ближней разведки. Отмечается случай, который произошел 6 апреля 1944 года. Во время очередного боевого вылета самолет Ивана Григорьевича был атакован группой немецких истребителей Focke-Wulf Fw. 190. Несмотря на полученные повреждения в бою, ему удалось дотянуть до аэродрома и передать важные разведданные. В начале июля 1944 года 1-ый гвардейский штурмовой корпус, к составу которого относился 140-ой ГШАП был переброшен из Молдавии на Львовское направление. 13 июля началась Львовско-Сандомировская наступательная операция, одной из целью которой было уничтожение немецкой группы армий "Северная Украина". После ее успешного завершения, И. Г. Драченко принимал участие в Висло-Одерской и Берлинских операциях. Всего за время войны он выполнил более 150 боевых вылетов, отметившись уничтожением пяти самолетов противника, большого числа бронетехники, мостов, переправ, складов и прочих военных объектов. И. Г. Драченко был награжден следующими орденами и медалями: Орден Красной Звезды (25.01.1944), Орденами Отечественной войны 1 степени (22.02.1944, 11.03.1985), Орденами Славы третьей (05.06.1944), второй (05.09.1944, 07.10.1944) и первой степени (26.11.1958), Орденом Красного знамени (19.05.1945), Медалью за Взятие Берлина (09.06.1945), Медалью За освобождение Праги (09.06.1945), Медалью За победу над Германией в Великой Отечественной войне (09.05.1945).

26.10.1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1947 году по состоянию здоровья Иван Григорьевич был уволен в запас (в звании гвардии старший лейтенант). Учился, жил и работал в Киеве. Не стало героя 16 ноября 1994 года.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.warheroes.ru/, http://podvignaroda.ru/, http://allaces.ru/, https://pamyat-naroda.ru/, https://waralbum.ru/, https://commons.wikimedia.org/, книга И. Г. Драченко. На крыльях Мужества.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).