Как-то после очередной громкой ссоры с Андреем беременная жена попала в больницу. Ее положили на сохранение. В тот вечер молодой мужчина долго бродил по улицам ночного города. Просто так, без повода. В голове крутился лишь один вопрос: «Как жить дальше?». Было понятно, что его супруга не уживется с его матерью, уж больно Зойка оказалась капризной натурой. Но как быть с матерью? Ведь она его вырастила, столько для него сделала. Можно сказать, только зажила по-человечески, вырвавшись из порочного круга кредитов. Разве такой старости она себе заслужила? Андрей ненавидел себя за свою трусость, нерешительность. Домой он пришел поздно ночью. Мать всё это время не находила себе места, пыталась дозвониться, но сын не брал трубку, пару раз набирала номер невестки, но телефон был недоступен. Когда он явился в квартиру, то на нем лица не было. Увидев сына в таком состоянии, мать подумала, что произошло что-то страшное.
- Сынок, что случилось, где ты был? Ни ты, ни Зоя не берете трубку, – произнесла она.
- Мама, не беспокой Зою зря, ей покой нужен. Знаешь, нам надо поговорить. Так больше продолжаться не может, - вдруг начал он разговор. – Наши ссоры до добра не доведут. Вот уже первые звоночки, моя жена в больницу загремела. Хорошо если ребеночка удастся сохранить. Она меня перед выбором поставила, говорит, выбирай: я или она. Я не знаю, что мне делать, мама? Понимаешь? Я люблю ее, мама и ты для меня дорога.
Мать лишь закрыла лицо руками, слезы одна за другой катились по морщинистым щекам. «Иди, ложись, сынок. Утро вечера мудренее», - произнесла Лидия дрожащими губами и удалилась на кухню.
Дальше хозяйка помнит всё как в тумане. От андрейкиных слов у нее бешено заколотилось сердце, затряслись руки. Она молча села на свой старый диван и потянулась за чашкой с водой, уснуть так и не получилось. На следующий день сын проснулся поздно, разбудил телефонный звонок. Андрей с кем-то поговорил и сонный поплелся на кухню. Здесь, как ни в чем не бывало, завел старую шарманку:
- Мам, слушай, здесь недалеко в общаге сдают комнату. Я договорюсь и помогу тебе с переездом. Мы будем рядом. А пока Зоя в больнице, поживи у нас. Давай, соглашайся, пока комнату эту не заняли. Жене рекомендовали санаторий после больницы. Мама, вот еще что, ты не смогла бы мне одолжить немного? Я вчера ее в платную палату устроил. В общей лежать отказалась, сейчас с деньгами туговато, - пояснил мужчина.
Да, Лидия, конечно же, думала, что ее сын когда-нибудь обзаведется семьей, родятся дети, но и предположить не смогла, что это произойдет так скоро, и ее мальчик обойдется с ней так бессердечно. Разве ради этого она так старалась? Разве заслужила такое отношение? Грезы тети Лиды разрушились в один миг. Деньги, отложенные на черный день, она все-таки оставила сыну на тумбочке. Пусть купит путевку, все-таки жена теперь главная женщина в его жизни, а не мама. Пусть у молодых всё сложится.
В дорогу Лидия выехала рано утром, когда на небосклоне алела заря. Ничего не сказав своему единственному мальчику. Пока ловила попутку, окончательно рассвело. В глубине души она надеялась, что сын проснется и заметит отсутствие матери, позвонит и попросит вернуться. Но телефон молчал.
…Соседки пили чай молча. У каждой в голове вопросов было больше, чем ответов. После уборки Лида стала налаживать быт. Сосед Степан наладил свет и газ. Майя дала севок и несколько ведер картошки, посадили. Чтобы не было скучно, женщина принесла с фермы бездомного котенка. Вдвоем стало лучше, веселее. В планах было обзавестись домашней птицей, козой и парочкой ягнят. Вестей от сына так и не было. За год пока мама обитала в деревне, он позвонил лишь дважды. В первый раз сообщил о рождении внучки, а во второй раз позвонил и поинтересовался, куда она убрала документы на квартиру? Этот вопрос ее, конечно, очень удивил, точнее, заставил поволноваться. «Но мало ли что задумали молодые?!» - утешала в сердцах себя женщина. Возможно, захотели улучшить жилищные условия, а может, что другое затеяли?! Пусть теперь живут, как знают, это хорошо, что она вернулась в родные края. Все-таки двум медведицам в одной берлоге не место, думала Лидия.
Со дня возвращения женщины хоть и прошел год, но ответы на некоторые вопросы она так и не смогла найти. Еще зимой мать решила, что весной обязательно съездит и навестит сына, посмотрит на внучку. За это время удалось скопить и небольшую сумму на подарок. Накануне отъезда в город мать напекла пирожков, накупила в сельском магазине сладостей и выехала в путь. На вокзал в райцентре добралась со сборщиком молока Петром, а там дальше на пригородном автобусе. За время ее отсутствия в городе многое изменилось: стали в строй новые дома, торговые точки, парковки, парки, скамейки... В свой дом, в котором когда-то жила вместе с сыном, она добралась без труда. Дойдя до квартиры, осторожно, чтобы не дай бог не разбудить малышку, постучалась. Была суббота, поэтому по расчетам женщины все должны были быть дома. Дверь через некоторое время открыла сонная Зойка.
- Андрея нет дома, - сразу заявила она. – Ушел, бросил нас на произвол судьбы.
- Как? – удивилась женщина, в глубине души понимая, что ее сын не способен на такие поступки. - А где он, Зоя? Можно я хотя бы пройду?
Невестка нехотя пустила ее в дом. Оглядев всё вокруг, гостья не увидела ни детских вещей, ни саму девочку. Затем аккуратно достала конверт, сладости, пирожки и протянула хозяйке.
- Вот возьми, это внучке. А где она, кстати? Хотелось ее увидеть, можно? - едва слышно произнесла бабушка.
- Видите ли, Ваш сын ушел от нас и я понятия не имею где он, на звонки он не отвечает, а дочь я отвезла к своим родителям. Мне ведь надо на жизнь зарабатывать, - съязвила невестка, засовывая белый конверт в карман цветастого халата.
Всем своим видом она дала понять, что не рада матери мужа. От прежней Зои не осталась и следа, маленькая, хрупкая девушка превратилась в жирную неопрятную женщину. А вот злоба в ней как была, так и осталась. Быстро спровадив гостью, она принялась пересчитывать полученные деньги. Потом взяла телефон и начала кому-то звонить. О том, что работает, Зоя, конечно же, соврала. Всё это время она сидела дома.
Мать, сидя у своего когда-то родного подъезда, названивала Андрею. Тот взял лишь с третьего раза. На вопросы отвечал неохотно, говорил, что семейная лодка разбилась о суровый быт и ему сейчас как никогда тяжело, ведь бывшая жена подала на алименты, а он вот уже три месяца безработный.
После рождения девочки семья продержалась недолго. В ней работал один Андрей, денег не хватало, жена просила всё больше и больше. А в последнюю ссору он не выдержал и ушел. Сначала жил у холостого коллеги, но пьяные тусовки вечерами пришлись ему не по душе, и он съехал в съемное жилье. Супруга доставала его своими звонками, просила денег, грозилась, что лишит родительских прав. Этого бы мужчина точно не выдержал. Поэтому всё заработанное до копейки отдавал для единственной дочери, мечтал забрать ее и сам заниматься ее воспитанием. Ведь Зое нужны были только деньги, а ребенок был ей не нужен, поэтому без труда отправила к родителям в деревню. Понято, что и им она объяснила, что муж их оставил и теперь ей приходится самой зарабатывать на жизнь.
А тут еще и пандемия внесла свои коррективы, работники конторы, где трудился мужчина, ушли на дистанционку, а затем организация и вовсе закрылась. Какое-то время он сам жил на временные пособия по безработице, а затем пришлось устроиться грузчиком в ближайший магазин. Конечно, он много раз собирался позвонить матери, но порадовать ее было нечем.
В тот свой приезд Лидия так и не смогла увидеться ни с сыном, ни с внучкой. Домой вернулась поздно ночью. Накормив кота, легла в пастель. Ночью ей приснился сон, будто Андрей вернулся, рядом с ним много друзей, все куда-то спешат, суетятся. Сон прервал стук в дверь. На пороге стоял Андрей, уставший, измотанный.
- Сынок, ты ли это? – произнесла Лидия.
- Я, мать, я. Не принял меня большой город. Пустишь? – спросил Андрей и тихо обнял мать. У обоих покатились слезы. Впереди был рассвет и много дел, которых предстояло решить.
Постепенно жизнь семьи на родной земле начнет налаживаться. Мужчина устроится в школу учителем физики и математики, а еще через полгода обзаведется семьей с соседской дочерью Майи Наташей и заберет дочь у родителей жены. Вот уж и вправду говорят: «Где родился, там и пригодился».