Найти тему

Исконные латинские культы: духи домашнего очага

Данная статья, как вы видите по названию, посвящена исконным латинским культам, в частности, духам домашнего очага. Объясню, почему я выбрала именно эту тему первой и считаю её невероятно интересной. На протяжении нескольких лет в рамках моей дипломной работы я изучала эволюцию римской религии. Могу с уверенностью сказать, что римская религия невероятно интересная тема для изучения, как для профессиональных историков-антиковедов, так и для простых любителей римской мифологии. Надеюсь, что данная статья будет для вас не только интересной, но и полезной. Приятного чтения.

Фундаментом религиозных верований и обрядов римлян был семейно-родовой культ, утвердившийся на весь период существования Римского государства. Архаическое почитание огня было представлено культом Пенатов, духов домашнего очага. Почитали их только в пределах дома. Пенаты были при­ве­зе­ны Эне­ем из Трои в г. Лави­ний. Они считались безымянными богами. Можно встретить разные определения и понимания Пенатов. Варрон говорит, что боги-пенаты — это статуэтки, деревянные или мраморные, которые Эней привез в Италию. Об этом же упоминает Вергилий. «Тут изваянья богов — священных фригийских пенатов, / Те, что с собой из огня, из пылавшей Трои унес я» (Энеида, III,148-149). В римской антикварной литературе нет единого мнения, можно ли относить к Пенатам домашний очаг. Связь богов с огнём характерна для религии многих народов, поэтому неудивительно, что эта связь сохранилась в Древнем Риме, и связана она была с почитанием Пенатов.

Хранителями дома были и другие духи, Лары. Согласно представлениям античных авторов почитание ларов относится к самой глубокой древности. Они упоминаются в религиозном гимне арвальских братьев: «Enos, Lases, juvate!», что переводится как «Помогайте нам, Лары».[1] Помимо того, что они были духами-покровителями дома, они также почитались и за его пределами, являясь духами-покровителями воинов, мореплавания и др. Как покровителей добрососедских отношений культ ларов сосредотачивался на перекрёстках, там же сооружались их святилища. Каждый год отмечался праздник Compitalia (Laralia), который объединял соседские общины. Compitalia сопровождался песнями, плясками и жертвоприношением. На перекрёстках развешивались куклы и шары. Куклы обозначали свободных членов семьи, а клубки – рабов. Также существовал культ Lares praestites, хранителей общины. Они обозначались в виде юношей в собачьих шкурах с копьями и в сопровождении собак. Родовой характер культа Ларов, подчёркивает тот факт, что они имели мать- mater Larum.

Римляне считали, что души умерших охраняют их семью и род. Боги - маны, добрые покровители, (dii manes) являются воплощением этой веры. В погребальных надписях, начиная с императорского времени, встречается аббревиатура «D.M.» (Diis Manibus) , что в переводе означает «богам-манам». Вход в мир манов назывался мундус и был закрыт камнем. «Тело покинула жизнь, отлетев по воздуху к манам» - пишет Вергилий (Энеида, X, 820). В «Энеиде» также встречаются моменты приношения жертв манам (Энеида, X,518-520). 21 февраля проходили Паренталии (Фералии), день приношения даров манам. Этот обычай был введён Энеем, когда он ежегодно приносил жертвы духу своего отца (Овидий, Фасты, 535-546)

Следует отметить, что жертвы приносили не только добрым духам, но и злым. Их называли ларвы или лемурии. 9, 11 и 13 мая отмечался праздник Лемурия.[2] На период празднества Лемурий, как и в погребальные дни, храмы закрывались, также нельзя было праздновать свадьбу. В полночь проводился обряд, во время которого глава семьи брал в руку чёрные бобы и бросал их через плечо, повторяя одни и те же слова 10 раз: «Бобы я эти бро­саю, чтобы себя и сво­их ими от вас убе­речь!», и в завершении обряда он должен был ударить одним медным тазом о другой и 9 раз повторить «Ухо­ди­те вы, отчие маны!» (Овидий, Фасты, 422-440). Овидий также сообщает нам о том, что Лемурии произошли от Ремуриев, и это были дни свершения таинств усопшим отцам (Фасты, V, 481-484). Архаичные представления о смерти всегда связаны со страхом, именно поэтому римляне могли считать ларвов злыми духами.

У каждого римлянина был свой гений – божество, сопровождавшее человека от его рождения до смерти. Все важные для человека события отмечались жертвоприношением его гению. Для женщин таким божеством была Юнона-гений женского рода. Гении были не только покровителями отдельных лиц, но и государства, так же какой-либо местности.

М. Элиаде отмечает, что за всю многовековую историю Римской державы именно домашний культ не поддался никаким изменениям.[3]

В следующей статье я продолжу тему и расскажу о древнейших италийских божествах, о том, как зарождалась римская мифологическая
система. Также будет интересно узнать ваше мнение о данной статье. Ждёте ли вы продолжения?

[1] Кулаковский Ю. А. История римской литературы от начала Республики до начала Империи в конспективном изложении. — Киев: Издательский дом А+С, 2005. С.7

[2] Дюмезиль Ж. Религия древнего Рима. — СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2018. С.492

[3] Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002. С.59