Найти тему
ВТБ Страна

Скромное обаяние «малых голландцев»

«Малыми голландцами» называют художников, которые работали в Нидерландах в XVII веке, золотом времени для страны (тогда — Республика Соединенных провинций). Художники писали небольшие по размеру и технически проработанные картины на понятные обществу сюжеты. Эти работы отражали скромный быт повседневности, иногда иронию, лиризм или, наоборот, грубоватый юмор. Что это были за сюжеты и как смотреть «малых голландцев» сегодня?

Ответить на этот вопрос можно, зная задачи художников и рынка искусства того времени. Расцвет республики был экономическим чудом, капиталистическим поворотом эпохи. Небольшое государство, оформившееся в 1581 году как несколько независимых от Испанской империи провинций, стало успешнее окружающих монархий. Оптимизм, предприимчивость и практичность — основные черты местного общества начала — середины золотого столетия.

Изменилась и роль искусства в этом обществе. Рос уровень жизни — теперь горожане могли позволить себе купить картины домой. И это была не религиозная живопись (ведь заказчиком выступала не церковь, а, по сути, бюргеры) и не мифологические картины, а жанровые работы.

Новые покупатели хотели видеть что-то близкое и понятное, благочестивое — но и забавное. Например, мастер жанра Ян Стен (1625/26–1679) на одной из работ изобразил себя с женой Маргарет подвыпившими за столом. Картина называется «Гуляки» (1660) — можете увидеть ее в Эрмитаже. Художник зарабатывал не только живописью — у него был рядом с домом в Лейдене кабачок, в интерьере которого, видимо, он и изобразил себя и супругу. Кабатчик — то есть художник — курит трубку, а его жена практически лежит за столом. Но в картине нет обличения — Стен пишет заслуженный отдых людей, которые много работают.

Искусствовед Александр Якимович в книге «Новое время. Искусство и культура XVII – XVIII веков» отмечает, как быстро изменилось отношение нидерландских художников к персонажам. Не так давно Питер Брейгель (1525–1569) писал соотечественников почти карикатурно («Он изображал крестьян и горожан своей страны как сильных и крепких, но недалеких и тупоумных "недочеловеков"», — пишет Якимович), а тот же Ян Стен без тени смущения включает себя в неоднозначный контекст. Изменилась точка зрения: люди не стали все поголовно интеллектуалами, но научились любить себя.

«Портрет Адриана ван Остаде», Франс Хальс, 1646–1648 годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Портрет Адриана ван Остаде», Франс Хальс, 1646–1648 годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Адриан ван Остаде (1610–1685) и вовсе писал сценки с рукоприкладством. Картина «Драка» (1637), так называемый крестьянский жанр, тоже находится в Эрмитаже. И в ней тоже нет назидательности, разве что душевная комичность.

«Драка», Адриан ван Остаде, 1637 год, Эрмитаж
«Драка», Адриан ван Остаде, 1637 год, Эрмитаж

Не думайте, что «малые голландцы» писали только грубоватый быт. Среди небольших работ в том же Шатровом зале Эрмитажа есть и поэтичные, проникновенные. Например, «Бокал лимонада» (1660-е) Герарда тер Борха (1617–1681). Молодой человек угощает девушку лимонадом, и тут нет театрализованного сластолюбия, скорее тонкая симпатия — героев друг к другу и автора к ним. Картина привлекает пересечением взглядов, ритмом прикосновений — тер Борх был мастером такого ненавязчивого психологизма.

Среди голландского жанра есть и более спокойные вещи — например, эрмитажная работа Питера де Хоха (1629–1684) «Хозяйка и служанка» (ок. 1660) с предельно прозаичным сюжетом: служанка показывает хозяйке дома только что купленную рыбу. Это умиротворяющая картина, она про быт порядочной семьи — в духе протестантского благочестия. Самого художника, кажется, больше интересует перспектива (оцените, как внимателен к ней де Хох).

Словом, «малые голландцы» могут быть разными, но жанровая живопись, сделанная когда-то о себе и для себя, не потеряла обаяния за несколько веков.

Справка:

Одна из самых интересных коллекций «малых голландцев» в России собрана в Шатровом зале Эрмитажа. Банк ВТБ содействует выставочной деятельности музея, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов.

Текст: Анастасия Семенович