«Малыми голландцами» называют художников, которые работали в Нидерландах в XVII веке, золотом времени для страны (тогда — Республика Соединенных провинций). Художники писали небольшие по размеру и технически проработанные картины на понятные обществу сюжеты. Эти работы отражали скромный быт повседневности, иногда иронию, лиризм или, наоборот, грубоватый юмор. Что это были за сюжеты и как смотреть «малых голландцев» сегодня?
Ответить на этот вопрос можно, зная задачи художников и рынка искусства того времени. Расцвет республики был экономическим чудом, капиталистическим поворотом эпохи. Небольшое государство, оформившееся в 1581 году как несколько независимых от Испанской империи провинций, стало успешнее окружающих монархий. Оптимизм, предприимчивость и практичность — основные черты местного общества начала — середины золотого столетия.
Изменилась и роль искусства в этом обществе. Рос уровень жизни — теперь горожане могли позволить себе купить картины домой. И это была не религиозная живопись (ведь заказчиком выступала не церковь, а, по сути, бюргеры) и не мифологические картины, а жанровые работы.
Новые покупатели хотели видеть что-то близкое и понятное, благочестивое — но и забавное. Например, мастер жанра Ян Стен (1625/26–1679) на одной из работ изобразил себя с женой Маргарет подвыпившими за столом. Картина называется «Гуляки» (1660) — можете увидеть ее в Эрмитаже. Художник зарабатывал не только живописью — у него был рядом с домом в Лейдене кабачок, в интерьере которого, видимо, он и изобразил себя и супругу. Кабатчик — то есть художник — курит трубку, а его жена практически лежит за столом. Но в картине нет обличения — Стен пишет заслуженный отдых людей, которые много работают.
Искусствовед Александр Якимович в книге «Новое время. Искусство и культура XVII – XVIII веков» отмечает, как быстро изменилось отношение нидерландских художников к персонажам. Не так давно Питер Брейгель (1525–1569) писал соотечественников почти карикатурно («Он изображал крестьян и горожан своей страны как сильных и крепких, но недалеких и тупоумных "недочеловеков"», — пишет Якимович), а тот же Ян Стен без тени смущения включает себя в неоднозначный контекст. Изменилась точка зрения: люди не стали все поголовно интеллектуалами, но научились любить себя.
Адриан ван Остаде (1610–1685) и вовсе писал сценки с рукоприкладством. Картина «Драка» (1637), так называемый крестьянский жанр, тоже находится в Эрмитаже. И в ней тоже нет назидательности, разве что душевная комичность.
Не думайте, что «малые голландцы» писали только грубоватый быт. Среди небольших работ в том же Шатровом зале Эрмитажа есть и поэтичные, проникновенные. Например, «Бокал лимонада» (1660-е) Герарда тер Борха (1617–1681). Молодой человек угощает девушку лимонадом, и тут нет театрализованного сластолюбия, скорее тонкая симпатия — героев друг к другу и автора к ним. Картина привлекает пересечением взглядов, ритмом прикосновений — тер Борх был мастером такого ненавязчивого психологизма.
Среди голландского жанра есть и более спокойные вещи — например, эрмитажная работа Питера де Хоха (1629–1684) «Хозяйка и служанка» (ок. 1660) с предельно прозаичным сюжетом: служанка показывает хозяйке дома только что купленную рыбу. Это умиротворяющая картина, она про быт порядочной семьи — в духе протестантского благочестия. Самого художника, кажется, больше интересует перспектива (оцените, как внимателен к ней де Хох).
Словом, «малые голландцы» могут быть разными, но жанровая живопись, сделанная когда-то о себе и для себя, не потеряла обаяния за несколько веков.
Справка:
Одна из самых интересных коллекций «малых голландцев» в России собрана в Шатровом зале Эрмитажа. Банк ВТБ содействует выставочной деятельности музея, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов.
Текст: Анастасия Семенович