Мамочка моя старенькая очень любила птичек. А я-то ее знаю всю жизнь, и помнила не только в пожилом возрасте. В молодости у нее совсем другие были вкусы. Она и платья красивые любила-обожала, и мороженое, и шоколадки - до страсти. Но жизнь утекла,унеся и здоровье, и желания. И в старости ничего уже прежнего ей было не нужно. И взамен всего этого , тленного , полюбила птиц. Разговаривала с ними и кормила их. И через них передавала приветы уже ушедшим близким своим. Мы их не знали, а она помнила прабабушку и прадедушку. И дедов своих помнила и вот передавала приветы и поздравляла с днем рождения и поминала со слезами в дни смерти... И общалась с помощью птиц с ними. А лучше сказать, что она в этих "птичках небесных, вечных странниках" и видела своих близких.И кормила каждый день голубей и воробьишек. Прямо с балкона сыпала им крошки. Следила, чтобы каждая склевала зернышко и крошку.
Она была нормальна, но в своем уже собственном измерении. Между прочим, это народное поверье- что в птиц вселяются души наших ушедших предков. А потом дед, отчим мой, который всегда внимательно относился к ее желаниям, придумал сделать кормушку прямо на балконе. Ну и сделал, хотя непонятно как он вообще все делал- правой руки по локоть не было. Так и осталась рученька на Сталинградском поле великой битвы. Вот еду я через Волгоград , и все смотрю пристально в окно. Все мне кажется, что увижу эту его ручку... Увижу- лежит себе оторванная ручка моего отчима - воина и кормильца нашего. А Родина- мать строго и сочувственно тоже смотрит, мне кажется, на эту оторванную во славу родины нетленную ручку его.
Дед сделал кормушку, А сами уже голуби долго носили прутики и веточки .И свили себе гнездо. Поселилась пара сизых диких голубков, которые садились к матери на плечо и клевали из ее рук. А потом они отложили маленькие пестрые яички, на них села голубка. И так появились маленькие птенчики. И не один раз. Их никто не тревожил, на них только любовались и умилялись... Вырастут- улетали. А гнездо не пустовало...
Времена вскоре наступили тяжелые- 90- е годы наступили. Из города среднеазиатского надо было уезжать. А как уехать с такими беспомощными и старыми людьми? И куда можно уехать? В России нас не ждали и не встречали. Но я не об этом. Это все миновало и все устроилось, забрав на устроение большую половину человеческой жизни. Ведь там-то пришлось все бросить... Все, нажитое трудом нескольких поколений. . Продать можно было только за копейки, и то с трудом.
И вот сначала я уехала и увезла ребенка. А им девочка была единственная радость. Увезла и сама уехала- нельзя было иначе.
Начались годы тяжелого труда без своего жилья в чужом городе, где об этих проблемах говорить-то не следовало - люди свои проблемы разрешить не могли, и оттого были злы и чуть ли не в лицо прямо говорили, что незачем, мол, ехать к нам, у самих ничего нет.
И вот пришло это печальное известие. Как бы ни были мои старики привязаны друг к другу, но эта связь всегда ведь обрывается смертью одного из двух. Не умирают в один день, каждый умирает в одиночку.
Дед ушел первым. Въезд в город был закрыт, там в бывшей республике шла гражданская война. Соседи хоронили, и военкомат помог. И его могила теперь - на Аллее героев. Хотя там теперь и другие герои пришли к власти. А я приехала только летом. Надо было решать , как быть с мамой. Нельзя ее оставлять. И в каких бы мы ни жили условиях, нужно было забрать.
Куплены были уже за месяц билеты. С квартирой вопрос не решался. Местные и так все забирали подчистую. Зачем покупать - и так уедете.. Но вдруг на квартиру нашелся-таки покупатель. Молодой человек из области. Вот теперь будет столичным жителем. Мы встретились. сговорились. Сумма была смехотворна, но все-таки можно было купить авиабилеты, а не мучиться в поезде со слабым и больным человеком.
Я поехала в их опустевший дом, чтобы прибрать к продаже. Я не хотела, чтобы кто-то прикасался к их скарбу. Кое-что там оставалось. И вот, уже заканчивая уборку, я вышла на балкон . Там, посредине, среди веточек и мусора лежало гнездо голубиное. И лежали скорлупки от голубиных яичек. Не суждено было этим голубяткам взлететь в синеву . Не суждено.
Мама моя умерла через полгода, у меня на руках. А я выполняю теперь ее обязанности - кормлю голубей, и воробьишек, и синичек, и снегирей . Кто прилетит- получай свою крошку, и зернышко свое. Кормлю каждый день. и разговариваю с ними.и передаю приветы им, уже покинувшим нас, уже далеко ушедшим. Уже на ТОМ берегу стоящим...
#ностальгия #птицы #реальная история из жизни #Рассказы #