Танк на 153-м километре Ярославки (в районе Переславля-Залесского) прежде приходилось видеть много раз. Но увы, лишь из окошка машины. В один миг пролетал он за стеклом. И едва успевалось подумать: до чего же красив !.. Но остановиться, разглядеть поближе, почитать надписи на памятных досках все было недосуг …
И вот наконец, довелось посетить монумент. И более того, под впечатлением хватило энтузиазма проехать еще 34 км в сторону от трассы, куда нацеливал дорожный указатель: «Брынчаги, родина Кошкина М.И., конструктора танка «Т-34».
Из советской энциклопедии:
Михаил Ильич Кошкин (1898, село Брынчаги, Ярославская губерния - 1940, Харьковская область). Начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, создатель и первый главный конструктор танка Т-34
Из истории Великой Отечественной войны:
Гитлер был одержим идеей создания сверхоружия. С его помощью он рассчитывал переломить ход войны. Одним из воплощений тевтонского разума стал тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf.B., более известный как «Королевский тигр»
Машина, созданная в конце 1943 г., при массе 68 тонн имела лобовую броню до 180 мм., что делало её практически неуязвимой. Мощнейшая 88 мм пушка в сочетании с превосходной цейсовской оптикой позволяла уничтожить любой танк союзников с расстояния до 2,5 км. Разработки велись в условиях строжайшей секретности, и нашим войскам об этом монстре практически ничего не было известно.
13 августа 1944 г. немцы силами 11-ти тяжелых танков «Королевский тигр» начали наступление на одном из участков фронта в районе Сандомира. На их пути оказался стоящий в засаде средний танк Т-34-85 гвардии лейтенанта Александра Оськина.
Вражеские машины он вначале принял за «Пантеры» новой модификации, но разбираться было некогда. Подпустив их на 300 метров, Оськин открыл огонь. В результате три «Королевских тигра» были уничтожены, а остальные в беспорядке повернули обратно. Как пишут историки: «Лейтенант Оськин не знал, что новые танки противника практически неуязвимы, вступил с ними в бой и вышел из него победителем».
Конечно, Великая война не была сплошным победным шествием, горели и тридцатьчетверки … Сегодня на страницах военных форумов знатоки яростно, до хрипоты, спорят о достоинствах боевых машин: наших и немецких.
Но в принципе, обе стороны согласны, что по многим показателям тридцатьчетверке не было равных. Танк с широкими гусеницами и 76-и миллиметровым орудием, мощным 500-сильным двигателем был гениальным оружием стратегического маневра и внезапного прорыва вражеской обороны.
Немцы укрепляли свои позиции на танкоопасных направлениях, эшелонировали линии по всем канонам военного искусства. Но получали смертельный удар в другом месте, считавшемся для танков непроходимым.
Так было под Сталинградом и у станицы Тацинской. Там, совершив стремительный рейд по заснеженным степям, танкисты генерала Баданова с трех сторон атаковали крупную немецкую авиабазу.
Курт Шрайт, лётчик Люфтваффе, вспоминал: «Самолёты вспыхивали как факелы. Всюду бушевало пламя пожаров, рвались снаряды» … С утратой воздушного моста судьба окруженной группировки Паулюса была предрешена.
Под Россошью прорыв танков Т-34 превратил отборные части венгерских фашистов в объятые ужасом толпы. Шок бы настолько сильным, что воевать на Восточном фронте мадьяры больше не смогли. Гитлер распорядился использовать их только для охранной и караульной службы.
Для самих немцев масштабными катастрофами обернулись глубокие танковые охваты под Бобруйской и Минском, Львовом, Яссами, Мемелем. … И наконец, под Берлином, где наши бронированные клинья взяли в кольцо, будто Кощееву душу, армию Буссе – последнюю ударную силу «тысячелетнего» рейха.
Переславское Залесье предстало краем благодатным, возвышенным и замечательно красивым. С дорожных холмов открывались синие дали, увенчанные церквями.
А живописный подъем к селу Брынчаги, право, был достоин кисти Левитана. Подумалось, недаром человек, родившийся в таком красивом месте, стал творцом машины, воплотившей в себе образ Великой Победы.
Когда подъехали к памятнику, пошел дождик со снегом. Ни с кем из местных жителей поговорить не удалось, видно, все укрылись по домам.
Но уютное село не выглядело пустынным или заброшенным. По улице то и дело проезжали автомобили московских дачников, облюбовавших эти места. Во многих сидели детишки, весело глазевшие на нашу подмокшую компанию.
Из таблички на памятнике особенно тронула строчка о том, что в юности Кошкин работал на кондитерской фабрике. И вправду говорят, что солдатами не рождаются. Георгий Константинович Жуков начинал учеником скорняка, а Рокоссовский трудился помощником кулинара, потом ассистентом стоматолога.
В 1941 году фронт проходил отсюда менее чем в сотне километров, тяжелые бои шли под Дмитровом. Но пробить своими танками нашу оборону немцы не смогли.
В строю Красной Армии уже тогда были тридцатьчетверки. И с каждым месяцем на фронте их становилось всё больше … В мае-июне 1942 были сформированы первые две танковые армии, потом ещё четыре. Каждая имела в составе от 500 до 700 боевых машин.
Михаил Кошкин не дожил до начала войны, но долг свой исполнил до конца. Созданный им танк Т-34 спасал и его малую родину, и всю большую страну.
Покажу ещё снимок, сделанный через пару дней в Переславском Залесье. Под настроение он чем-то перекликался со стихами, давным-давно прочитанными в «толстом» журнале. Чьи они, сейчас уже не помню:
Широким русским снежным полем
Шли танки, шли на запад, вдаль,
Как разум, ненависть и воля
Народа, вкованные в сталь
Шли косогором и овражком
Через жнивьё, через ручей,
Шли по земле вовеки нашей,
И только временно ничьей …