Найти тему
Интерфакс-Россия

С чем может столкнуться Россия после смены власти в Афганистане?

Изображение Image by ErikaWittlieb из Pixabay
Изображение Image by ErikaWittlieb из Pixabay

Члены запрещенного в России движения "Талибан" в августе активизировали наступление на правительственные силы и вошли в Кабул. Бывший тогда президентом Афганистана Ашраф Гани бежал — позже это решение он назвал самым трудным в своей жизни.

Новое правительство будет возглавлять Мохаммад Хасан Ахунд — во время первого правления "Талибана" он был главой МИД Афганистана. На инаугурацию нового правительства 11 сентября приглашены представители России, Китая, Турции, Катара, Пакистана и Ирина. При этом в России не спешат объявлять о признании нового правительства, а в Кремле не планируют переговоров на высшем уровне.

"Те контакты, которые необходимы для обеспечения безопасности наших дипломатов, по другим техническим вопросам. Каких-то иных переговоров пока не планируется. Сейчас Россия, как и подавляющее большинство стран мира, будет очень внимательно следить за теми шагами, которое будет делать это новое правительство", — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Известно, что на инаугурацию от России отправится первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

"А что касается признания правительства, сформированного "Талибаном" (организация, запрещенная в РФ-ИФ) — нет, это не будет означать признания. Москва будет смотреть, как дальше будут развиваться события, и куда будет двигаться дальше власть талибов", — отметил сенатор.

Паузу объясняют просто: никто не знает, как именно будут вести себя талибы и будет ли новый режим приемлемым для остального мира.

По мнению программного директора Российского совета по международным делам (РСМД) Ивана Тимофеева, лидеры движения могут изменить имидж организации.

"Многое будет зависеть от ситуации в стране (Афганистане — ИФ) и от действий "Талибана". Лидеры движения наверняка попытаются изменить имидж организации, убедить международное сообщество в том, что стремятся порвать с террористическим прошлым, и становятся современной и цивилизованной структурой. С определенными оговорками — "Талибан" может подавать себя как определенный аналог иранской модели, хотя сравнивать их весьма сложно", — пишет Тимофеев в своей аналитической статье.

И если это удастся сделать — вполне возможно, что "могут появиться либо исключения на определенные виды транзакций, либо изменение самого санкционного режима. Сходные изменения, хотя и в разной степени, могут произойти и на уровне отдельных государств".

Пока в России считают, что из Афганистана потенциально может проистекать угроза — наркотрафик и терроризм.

Image by Amber Clay from Pixabay
Image by Amber Clay from Pixabay

Вице-премьер РФ Юрий Борисов также опасается массового исхода беженцев из Афганистана и связанную с ним дестабилизацию в Центральной Азии.

"Имеющихся в распоряжении стран-участниц ОДКБ ресурсов достаточно для контроля над ситуацией, в том числе на случай попыток боевиков и террористических организаций перейти границу сопредельных с Афганистаном государств под видом беженцев", — сказал Борисов на заседании межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству стран ОДКБ.

К тому же, вполне вероятно, что в Афганистане вскоре может начаться голод — это станет лишним стимулом для людей, чтобы покинуть страну. А брошенное в стране американское оружие (его приблизительную стоимость оценивают в $85 млрд) может спровоцировать гражданскую войну, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

Image by Amber Clay from Pixabay
Image by Amber Clay from Pixabay

На этом фоне страны ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) планируют оснастить коллективные силы современным вооружением.

В свою очередь бывший генсекретарь ОДКБ Николай Бордюжа в интервью "Коммерсанту" напомнил, что все это происходит у границ союзников России.

"Многое будет зависеть от того, какую политику будут выстраивать талибы. Они утверждают, что изменились, что не будет массовых казней, уничтожения артобъектов и дискриминации отдельных групп населения, включая женщин. Но как это будет на самом деле, сейчас сложно сказать", — пояснил он.

Несмотря на все опасения, Россия, вероятнее всего, продолжит диалог и рабочие контакты с талибами.

"Пока надо спокойно изучать, но не стоит думать, что не нужен диалог. Рабочие контакты нужны, надо вести диалог", — считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.