Начнём мы с цитаты из интервью Забиуллы Муджахида турецкому журналисту: Что касается Китая, то Китай близок нам экономически и мы будем реализовывать общие проекты с ними, но Турция для нас всегда в приоритете». Талибы вообще не часто упоминают Россию, а в РФ множаться страхи по поводу талибана раздуваемые в том числе и либеральной общественностью. Для нашего канала представляют интерес в первую очередь российско - турецкие отношения и то в каком контексте, интересы Турции могут столкнуться с интересами России в Афганистане. На наш взгляд, Россия в настоящее время представляет собой классическую восточно - европейскую страну. Её интересы в Азии не очевидны и не явно декларируемые. Давайте посмотрим куда в первую очередь двинулись афганские беженцы? Правильно они двинулись в Турцию, а не в Россию. И в этом есть одна глобальная причина. Турция это исламская страна. Ислам является интернациональной религией, которая накладывает отпечаток на любую национальную идентичность и в этом смысле между индийским мусульманином и степняком существует осязаемая культурная связь. Потому мусульманская Турция будет центром притяжения для любого мусульманина - суннита. Для афганцев в целом, Россия (как и США) это страна иного, "белого" мира. "Белый мир" воспринимается ими, как мир колонизаторов, хотим мы того или нет. Если для Турции основной проблемой являются беженцы и в парламенте страны уже гремят скандалы на эту тему, то для России главной проблемой является афганский героин. Всего в РФ насчитывается более полумиллиона наркоманов, смертность от наркотиков превышает количество всех потерь от всех видов боевых действий которые вела и ведёт Россия. Сбыт, распространение и употребление наркотиков давно является одним из серьезных вызовов национальной безопасности РФ поскольку в условиях де популяции бьёт прежде всего по молодому поколению.
Для Турции, как и для России крайне не желательна гражданская война в Афганистане. Если Турции она грозит гигантским потоком беженцев с возможностью прорыва их в Европу, то для России это может окончиться крахом дружественного режима Рахмона в Таджикистане и повторением событий в Кабуле, но в этом случае город будет называться Душанбе. К сожалению в РФ замалчиваются многие важные детали касающиеся политического и военного расклада в Афганистане. По какой-то неведомой причине ( скорее всего солидарность с коллективным Западом) движение Талибан попало в списки запрещённых и террористических, хотя Талибан никогда не вёл никаких операций на территории РФ. Между тем в приснопамятную гражданскую войну в Таджикистане главную роль в дестабилизации страны играли отнюдь не талибы, а "Исламское общество Афганистана" (ИОА) - руководил ей Раббани, а важную роль играл Масуд. Хекматияр! Т.н. "Панджшерская оппозиция с Масудом младшим во главе. В РФ мало, кто знает, что именно эти люди причастны к атаке на 12 погранзаставу и что именно они мутят воду на северных границах Афганистана и сейчас. Более того именно ИОА близко в чеченским сепаратистам. Таким образом для Турции и России есть общая площадка для взаимодействия - а именно предотвращение гражданской войны которая для Турции обернётся потоком беженцев, а для России падением дружественного режима Рахмона в Таджикистане. При этом руководству РФ следует понимать, что происходит неизбежный процесс создания огромного политического пространства от Балкан, до Индии которое станет исламским по идеологии. образу жизни и скорее всего сможет политически объединится. Для России у которой большая часть населения проживает в Восточной Европе и является ментально восточно - европейским подобный расклад сил может оказаться критическим,поскольку страна окажется (или уже находится) на самом стыке цивилизаций. И тут стоит понимать, что на этом стыке цивилизаций буде стоять и Турция, которая заинтересована в то же время и не прерывать связи с Европой. Идентичность гео - политических позиций Турции и России на наш взгляд и формируют прагматичное партнёрство во внешней политике. А ключевой точкой этого партнерства сейчас стал Афганистан. Играть в Афганистане в игру с названием "хаос" для Турции очень опасно. Дело в том, что афганцы это не сирийцы. Афганские беженцы это люди с гигантским боевым опытом способные выживать с крайне трудных условиях, если найдутся силы способные дестабилизировать Турцию то афганские беженцы могут стать отличным инструментом в руках врагов турецкой государственности. Для России е крушение Таджикистана и занятие его талибами означает одно - выход халифата ещё на один шаг ближе к границам России.
Из изложенного в статье, можно сделать совершенно очевидный прогноз, что и Россия и Турция будут налаживать отношения с движением Талибан, или уже точнее с Афганским халифатом. Эта повестка должна стать ещё одним фактором в укреплении взаимного прагматичного партнерства, в том числе и в афганских делах.