Все народы мира воспитывают своих детей на мифах и сказках. По сути, любая из сказок основана на внутренних эмоциях и переживаниях героев перед различными проблемами (одиночество и непонимание, страх и неизвестность, поиск себя и прохождение испытаний). Таким образом, повествование сказок готовит детей и взрослых к тому, что всё когда-то уже пережито и все трудности можно преодолеть, стать сильнее и помочь другим
Собранные со всего мира сказки Дж. Кэмпбелла послужили идеей для создания книги "Тысячеликий герой", а путешествие героя стало основой основ написания сценариев.
«Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они — воображаемое место, где мы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять»(Дж. Лукас)
Каждый из нас проходит путь героя в разные периоды своей жизни. Именно это и предлагается заложить в основу сценария.
«Возможность найти в себе скрытые силы приходит в самых сложных жизненных ситуациях» (Дж. Кэмпбелл)
Описанный Кэмпбеллом мономиф проработан, детализирован, упрощен и адаптирован для создателей фильмов (сценаристов, операторов).
1.Обычный мир, в котором живет герой, становится ему «мал» (просто герой растет физически или духовно). Кстати, герой не обязательно должен быть неуверенным в себе ребенком или подростком, это может быть сильный человек или король. Главное — то , что герой ощущает себя отличающимся от других и не может вписаться в привычный ранее мир.
2. Зов приключений: неожиданное письмо из школы волшебников, странное сообщение «Проснись, Нео, ты застрял в Матрице» или призыв о помощи с неизвестной планеты. Нечто, заставляющее задуматься о другом мире, свернуть с проторенного пути в неизвестность.
3. Отказ — неизвестность всегда пугает, и сомнения есть у всех известных героев. Но стать сильнее, не выходя из зоны комфорта, не удавалось еще никому. Если герой не принимает зов, то либо остается никем (не реализует, теряет свой потенциал), либо становится антигероем.
4. Встреча с наставником в образе старца (Гендальф, дядя Бен), учителя (Оби-Ван, Хагрид), более «прокачанного» персонажа (Морфеус) или группы (Тимон и Пумба). Ментор не только направляет в пути, но и помогает понять силу героя (световой меч, кольцо, волшебные предметы, внутренние качества).
5.Первый рубеж — условная или физическая черта (ворота, вход) в неизведанное. Пройдя ее, герой понимает, что в старый мир сможет вернуться только изменившимся. Это первый (и как мы знаем, самый сложный) шаг из зоны комфорта. Решение пройти первый рубеж требует от героя отваги и делает путника более уверенным в своих силах.
6. Испытания, враги, чужаки. Герой исследует новый мир, сталкивается с испытаниями и врагами, заводит новых друзей. Здесь герой укрепит свои силы или потерпит крах, что тоже неплохо — это поможет следующим путешественникам. В фильме «Гарри Поттер и философским камень», например, Гарри приспосабливается к жизни в мире волшебников, где у него появляются друзья (Рон и Гермиона) и враги (Драко Малфой).
7. Столкновение с тьмой происходит, когда герой максимально приближается к главному испытанию. Тьма может быть пещерой, Звездой Смерти, тайной комнатой или темной стороной собственной души, как в «Звездных войнах». Этап заставляет Героя увидеть и принять мир (и себя) во всей полноте — хорошее и плохое.
8.Главное испытание — столкновение со смертью, главной потерей или осознанием главной, скрытой правды всей истории. Момент взрослого, решительного выбора героя.
9. Награда героя после испытания — это предмет (философский камень), знание (Симба), опыт или сверхспособности (Нео, Фродо). Но самое главное — это преображение, скачок в духовном развитии.
10. Дорога домой. Возвращается ли герой в свой мир или продолжает квест, но испытания еще не закончены. Героя могут настигать мстительные силы или злодеи из прошлого (Волан-де-Морт, Агент Смит, сын Зеленого Гоблина, Шрам, Голум).
11. Возрождение Героя — его появление в обычном мире в новом качестве. Не сирота, а Волшебник, не мальчик с фермы, а Джедай, не хакер, запутавшийся в жизни, а Избранный, не слабый подросток, а Человек-паук, не напуганный львенок, а Король лев, не простой хоббит, а Герой, уничтоживший кольцо всевластия.
12. Возвращение с эликсиром. Герой отважился на путешествие в неизведанный мир, преодолел трудности, умер и возродился в новом качестве. Пришла пора замкнуть круг и поднять обычный мир на новый уровень, сделать его лучше.
В комментариях приведите пример подобного путешествия в вашем любимом фильме.
Чтобы учиться применять эти знания, не забудьте подписаться на наши социальные сети: Вконтакте, Телеграм, Инстаграм и YouTube.
А если вы уже задумались о том, чтобы самому создавать кино, то загляните на сайты наших курсов и выберите подходящий именно вам:
► Сценарное мастерство
► Filmmaking
► Основы продюсирования