Найти в Дзене

ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (научный подход\обоснование)

Обучение представляет собой специально организованную деятельность, преподавание и обучение. Помимо этих двух компонентов, в рамках процесса обучения, существует еще один – научение. Научение – это результат процесса обучения, которых выражается в конкретных, видимых познавательно – когнитивных изменениях структур конкретного ребенка. Основным компонентом обучения является учение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, существует два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми умениями, навыками и знаниями: один направлен на овладение этими знаниями, умениями и навыками как на свою прямую, другой приводит к овладения знаниями, умениями и навыками, располагая иными целями. Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые будут применимы в процессе освоения социально – значимой деятельности. Данная цель утверждает отношение к умениям, знаниям и навыкам как средствам, которые обеспечивают достижение полноценного гармоничного развития интеллектуальной, эмоцио
Оглавление

Обучение представляет собой специально организованную деятельность, преподавание и обучение.

Помимо этих двух компонентов, в рамках процесса обучения, существует еще один – научение.

Научение – это результат процесса обучения, которых выражается в конкретных, видимых познавательно – когнитивных изменениях структур конкретного ребенка.

Основным компонентом обучения является учение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, существует два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми умениями, навыками и знаниями: один направлен на овладение этими знаниями, умениями и навыками как на свою прямую, другой приводит к овладения знаниями, умениями и навыками, располагая иными целями.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые будут применимы в процессе освоения социально – значимой деятельности. Данная цель утверждает отношение к умениям, знаниям и навыкам как средствам, которые обеспечивают достижение полноценного гармоничного развития интеллектуальной, эмоциональной, физической и волевой сторон личности.

Понятие «содержание образования» трактуется по-разному:

- педагогически адаптированная система умений, знаний и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие конкретной личности;

- совокупность систематизированных умений, знаний и навыков, убеждений и взглядов, определенный уровень развития когнитивно – познавательной сферы и практической подготовки, достигнутый в результате учебно – воспитательной деятельности;

- педагогически преобразованная в общие основы наук совокупность знаний, умений и навыков, соответствующих современному состоянию науки.

М.Н. Скаткин и И.Я. Ларнер считают, что главной функцией образования является передача опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Основными функциями образования являются:

- средство развития и становления конкретного человека как личности и профессионала;

- способ социализации личности и процесс ее самореализации, самоутверждения;

- ускоритель культурных преобразований и перемен;

- интенсивный и оптимальный способ вхождения человека в мир культуры;

- среда общения;

- фактор социального прогресса.

Все эти функции можно отнести к двум основным: развитие конкретной личности и общества в целом, воспроизводство общественного опыта и культуры в новых поколениях.

Виды образования:

- развивающая модель: организация процесса обучения и воспитания через кооперацию образовательных систем разного уровня и типа;

- традиционная модель: сохранение и передача подрастающему поколению культурного наследия человеческой цивилизации, многообразие умений, знаний и навыков, способствующих индивидуальному развитию и сохранению социального порядка;

- образование как государственно – ведомственная организация: процесс обучения и воспитания рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду многих других отраслей и строится по ведомствнному принципу с конкретными целями содержания образовательного процесса, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. То есть, учебные учреждения контролируются и подчиняются специальным органам;

- не институционная модель: организация образования вне социальных институтов (вузов, школ, техникумов, лицеев) – с помощью интернета, в условиях открытых школ, методом дистанционного обучения;

- рационалистическая модель: организация образования, обеспечивающее усвоение знаний, умений и навыков в практическое приспособление подрастающего поколения к условиям современного социума. То есть, усвоение только тех культурных ценностей, которое позволяют безболезненно вписаться в существующие общественные структуры. Отсутствует индивидуальность, творчество и самостоятельность, идеалом становится точное следование предписанному шаблону.

- феноменологическая модель: персональный характер обучения с учетом индивидуально – психологических особенностей воспитанников, уважительное и бережное отношение к их потребностям и интересам. Образование, в рамках данной модели, должно соответствовать подлинной природе человека, помогать обнаружить то, что в нем уже заложено природой.

Таким образом, все компоненты содержания процесса образования и базовой культуры личности взаимосвязаны.

Освоение, приобретение и развитие умений без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе наличия определенных умений и знаний, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения и приобретения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития. А само мировоззрение личности представляет собой совокупность положений и идей, теоретических ценностных ориентации и принципов, которыми человек сознательно руководствуется при истолковании явлений окружающей действительности и которые, как раз-таки, определяют содержание, характер и направление его преобразующей деятельности.

#психология #образование #современное образование #цели образования