- Обучение представляет собой специально организованную деятельность, преподавание и обучение.
- Научение – это результат процесса обучения, которых выражается в конкретных, видимых познавательно – когнитивных изменениях структур конкретного ребенка.
- Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые будут применимы в процессе освоения социально – значимой деятельности. Данная цель утверждает отношение к умениям, знаниям и навыкам как средствам, которые обеспечивают достижение полноценного гармоничного развития интеллектуальной, эмоциональной, физической и волевой сторон личности.
Обучение представляет собой специально организованную деятельность, преподавание и обучение.
Помимо этих двух компонентов, в рамках процесса обучения, существует еще один – научение.
Научение – это результат процесса обучения, которых выражается в конкретных, видимых познавательно – когнитивных изменениях структур конкретного ребенка.
Основным компонентом обучения является учение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, существует два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми умениями, навыками и знаниями: один направлен на овладение этими знаниями, умениями и навыками как на свою прямую, другой приводит к овладения знаниями, умениями и навыками, располагая иными целями.
Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые будут применимы в процессе освоения социально – значимой деятельности. Данная цель утверждает отношение к умениям, знаниям и навыкам как средствам, которые обеспечивают достижение полноценного гармоничного развития интеллектуальной, эмоциональной, физической и волевой сторон личности.
Понятие «содержание образования» трактуется по-разному:
- педагогически адаптированная система умений, знаний и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие конкретной личности;
- совокупность систематизированных умений, знаний и навыков, убеждений и взглядов, определенный уровень развития когнитивно – познавательной сферы и практической подготовки, достигнутый в результате учебно – воспитательной деятельности;
- педагогически преобразованная в общие основы наук совокупность знаний, умений и навыков, соответствующих современному состоянию науки.
М.Н. Скаткин и И.Я. Ларнер считают, что главной функцией образования является передача опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Основными функциями образования являются:
- средство развития и становления конкретного человека как личности и профессионала;
- способ социализации личности и процесс ее самореализации, самоутверждения;
- ускоритель культурных преобразований и перемен;
- интенсивный и оптимальный способ вхождения человека в мир культуры;
- среда общения;
- фактор социального прогресса.
Все эти функции можно отнести к двум основным: развитие конкретной личности и общества в целом, воспроизводство общественного опыта и культуры в новых поколениях.
Виды образования:
- развивающая модель: организация процесса обучения и воспитания через кооперацию образовательных систем разного уровня и типа;
- традиционная модель: сохранение и передача подрастающему поколению культурного наследия человеческой цивилизации, многообразие умений, знаний и навыков, способствующих индивидуальному развитию и сохранению социального порядка;
- образование как государственно – ведомственная организация: процесс обучения и воспитания рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду многих других отраслей и строится по ведомствнному принципу с конкретными целями содержания образовательного процесса, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. То есть, учебные учреждения контролируются и подчиняются специальным органам;
- не институционная модель: организация образования вне социальных институтов (вузов, школ, техникумов, лицеев) – с помощью интернета, в условиях открытых школ, методом дистанционного обучения;
- рационалистическая модель: организация образования, обеспечивающее усвоение знаний, умений и навыков в практическое приспособление подрастающего поколения к условиям современного социума. То есть, усвоение только тех культурных ценностей, которое позволяют безболезненно вписаться в существующие общественные структуры. Отсутствует индивидуальность, творчество и самостоятельность, идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
- феноменологическая модель: персональный характер обучения с учетом индивидуально – психологических особенностей воспитанников, уважительное и бережное отношение к их потребностям и интересам. Образование, в рамках данной модели, должно соответствовать подлинной природе человека, помогать обнаружить то, что в нем уже заложено природой.
Таким образом, все компоненты содержания процесса образования и базовой культуры личности взаимосвязаны.
Освоение, приобретение и развитие умений без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе наличия определенных умений и знаний, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения и приобретения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития. А само мировоззрение личности представляет собой совокупность положений и идей, теоретических ценностных ориентации и принципов, которыми человек сознательно руководствуется при истолковании явлений окружающей действительности и которые, как раз-таки, определяют содержание, характер и направление его преобразующей деятельности.
#психология #образование #современное образование #цели образования