Последние дни лета и начало сентября провели с женой в одном из пригородных профилакториев. Всего неделя, а мы воочию ощутили упадок не только природы, но и собственной жизни, ведь как-никак возраст перевалил за шестьдесят.
Катастрофически быстро пожелтели (а кое-где и покраснели) листья на деревьях, что особенно хорошо было видно на противоположном - правом - берегу Енисея. Тёплые ночи сменились холодными, приближающимися к заморозкам, поэтому оставлять открытыми окна в комнате было уже невозможно.
Впрочем, это закономерности увядания природы, с которой тесно связана не только наша жизнь с её ощущением угасания, но также деятельность самого учреждения. Грустно как-то становится, когда, приехав в это довольно симпатичное заведение в четвёртый или пятый раз, видишь, как исчез, вероятно, после пандемии, песчаный пляж на берегу реки, заросший илом и оккупированный стаей жирных уток с их отчаянно орущим главой-селезнем.
Какое-никакое, а всё же развлечение - пернатых покормить, поскольку из-за "мёртвого сезона", совпавшего с ковидом, численность отдыхающих сошла до минимума, а следовательно, не стало необходимости держать открытым пункт проката велосипедов и прочего спортивного инвентаря; вечерний показ одних и тех же набивших оскомину фильмов ("Движение вверх", "Матильда", "Холоп", "Огонь") перенесли из просторного зала с мягкими креслами в маленький, тесный, с обычными стульями.
Поэтому гуляя бесцельно после очередного посещения всё ещё приличной на фоне угасания столовой по не слишком просторной территории, с отключёнными мозгами, поневоле приходилось ощущать собственную никчёмность и конечность.
А тут ещё появилась информация об очередных потерях, понесённых мировой культурой, но вряд ли замеченных соотечественникам. Во всяком случае, уход из жизни ветерана Второй мировой войны, выдающегося композитора, автора символа Греции - мелодии "Сиртаки", лауреата международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" Микиса Теодоракиса не нашёл отклика в сердцах россиян. Думается, не так будет с другой потерей - смертью любимца зрителей, исполнителя главных ролей в фильмах "Профессионал", "Одиночка", "Частный детектив", "Кто есть кто?" Жана-Поля Бельмондо?
Однако какой-никакой, а всё-таки был отдых на фоне того, как говорил когда-то Иван Сергеевич Тургенев, "что совершается дома". А там... Право слово, глаза бы не глядели! Подъезжаем после недельной отлучки к своей "хрущёвской" пятиэтажке и видим: на неё был совершён днями варварский набег. Вандалы старательно "оттрафаретили" объявлениями сомнительного содержания по фасаду под каждым окном с двух сторон. Причём с одной буквы - чёрные, а с другой (сделайте нам красиво?) - зелёненькие.
Досталось не только нашему дому: распоясавшиеся от собственной безнаказанности и жажды наживы (ну не будут же они заниматься подобным бесплатно - краска нужна, трафареты?) вандалы, не знающие, похоже, что их деяния подпадают под уголовную статью, прогулялись и по соседним зданиям, а также наведались на проспект Свободный, "пометив" своим присутствием и его. Причём если раньше официальные учреждения стороной обходили, то на сей раз не пощадили и их.
Таким образом постепенно Красноярск превращается в загаженную, разрисованную помойку, которую не спасёт даже пескоструйная установка для очистки граффити, которую ещё летом минувшего года прорекламировал мэр Сергей Ерёмин.
Процесс с её применением получается длительный, а вандалы между тем зарисовывают свободное пространство города с нечеловеческой скоростью. Замазаны чёрным все остановки муниципального транспорта, но надзирающие за чистотой конструкций органы (кто это должен делать - департамент городского хозяйства или транспорта?) на сей факт почему-то не обращают внимания.
Между тем, дозвонившись до собственной управляющей компании, мы сообщили о происшествии и попросили принять какие-нибудь меры против вандалов. В УК подозрительно быстро согласились, что загаженные стены надо обязательно закрасить, однако от обращения в органы правопорядка отказались наотрез: не наше, мол, это дело - в прокуратуру и полицию писать. Хотите - жалуйтесь сами...
Через пару часов после звонка "забавники" из "управляшки" примчались к указанному в обращении дому и заляпали (иначе не скажешь) информацию, но почему-то на фасаде с одной стороны. Ту же, что зелёненькая, оставили, как, впрочем, и трафареты на соседних домах, потому что никто от тамошних жильцов, вероятно, заявку, не оставлял.
Чем больше красноярцев будут обращать внимание на безобразия, тем быстрее мы с ними справимся. Кстати, оказывается, самостоятельно гражданам замазывать "граффити" не рекомендуется, так как это тоже подпадает под статью. Вандала не поймают, а вас накажут.
Такие у нас, к сожалению, законы. Могут и давно прошедшее припомнить, не считаясь со сроком давности, как это случилось с Анатолием Быковым, получившим спустя более четверти века после случившегося всё-таки срок - и немаленький, а, как говорится, на всю катушку: 13 лет колонии общего режима. И это только по одному делу...
Сергей ПАВЛЕНКО.
Красноярск.