Найти тему
Романтика окраин

Бетон и танки станции Пресня. Часть 2-я

Приветствую вас, дорогие друзья!

Cегодня хочу продолжить повествование о прошлом и настоящем станции Пресня Малого Кольца МЖД (МЦК), начало которого я вам представил 5 сентября. Тем, кто ещё не ознакомился с первой частью рассказа - настоятельно рекомендую это сделать, чтобы не потерять нить сюжета. А теперь давайте гулять!

Навигация по циклу:
>
Часть 1-я
>
Часть 2-я
>
Часть 3-я
>
Часть 4-я

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям - опасно!

В прошлый раз мы остановились в южной горловине Пресни, сегодня с неё и начнём.

1. Южная горловина. Май 2016-го года, период реконструкции Кольца. Если вдруг кто забыл, то напомню. Слева направо: 27-я соединительная ветвь к станции Москва-Товарная-Смоленская (ранее обозначалась как ветвь к Брянскому посту) Смоленского направления, главные пути МОЖД и платформа Шелепиха МЦК, 26-я соединительная ветвь к станции Фили (ранее обозначалась как ветвь к Телеграфному посту № 7) Смоленского же направления, два вытяжных тупика и тогда ещё лежащий на месте подъездной путь к Мелькомбинату № 4.

2. 27-я ветвь, вид в сторону Пресни. Май 2015-го.

-2

3. Вид с путепровода 27-й ветви на 24-ю ветвь, которая ныне временно разобрана на период строительства эстакады соединительной ветви Киевского и Смоленского направления для МЦД-4.

-3

4. Май 2016-го. Начало 24-й ветви. За спиной Сити и путепровод МОЖД над Смоленским направлением. Эта ветвь "родилась" на свет относительно недавно, ранее она не имела связки с МОЖД, а просто шла параллельно от Москвы-Пассажирской-Киевской до Москвы-Товарной-Смоленской. Тогда она носила название Брянской передаточной ветви и имела собственный мост над Москва-рекой параллельно Кольцу. Соединяла соответственно Киевское и Смоленское направления, но была разобрана в 90-е при строительстве Дорогомиловского моста ТТК.

-4

5. То же место в апреле 2007-го. Фото Станислава. Здесь будет особенно в тему процитировать его же рассказ (во многом речь идёт о станции Кутузово, ныне парке станции Пресня, но это неразрывно связано историей Брянской ветви):

"Станция изначально строилась небольшой - всего 4-5 путей и за годы своего существования только уменьшалась. Являлась по функциям в большей мере узловым постом, в котором сходились: соединительная ветвь №23 к Киевскому направлению и Брянская передаточная ветвь, построенная одновременно с железной дорогой Киевского направления (тогда Брянского направления) в 1900 году - на несколько лет раньше строительства Окружной дороги.

Также от станции Кутузово отходили и подъездные пути: по набережной Шевченко уходил длинный подъездной путь к Московскому заводу пишущих принадлежностей им Сакко и Ванцетти и пивоваренному заводу Бадаева (бывш. Трёхгорный). Этот путь был построен после войны взамен старого, проложенного прямо от путей Пассажирской Киевской по Можайскому валу. Существовали короткие подъездные пути к пакгаузам на берегу реки Москвы слева от Дорогомиловского моста МОЖД.

Ещё задолго до роковой для станции прокладки ТТК, город начал наступать на неё. Местность, в которой она строилась в начале XX века, была уже практически сформирована к тому моменту:
"С востока её зажимали Брянская ветвь, плотная застройка Дорогомиловской слободы и посёлок железнодорожников. С юга - выемка Московско-Киево-Воронежской дороги. С запада подступала слобода Кутузовская. Кроме того, площадку будущей станции пересекало Можайское шоссе, и теснила Москва-река." (журнал «Локотранс», №3/2003)

Когда в 1958 году строили продление Филёвской линии до станции Кутузовская, главные пути станции Кутузово были перенесены чуть западнее, на место боковых путей, а ветка №24 была передвинута на место главных. Всё это было необходимо, чтобы освободить пространство для пассажирских платформ и путей метро под мостом Кутузовского проспекта. Таким образом станция Кутузово лишилась всех путей кроме главных и соединительных.

Позволю себе ещё процитировать воспоминания Д. Родина и А.А. Васильева из журнала «Локотранс», №4/2003:

После строительства ТТК станция утеряла своё значение. Сохранились вокзал и пост №2, технически он теперь с Кутузово не связан, и управляется с Пресни. Пассажирская площадка со временем стала затягиваться слоями земли и зарастать. Буквально до последнего времени, правда, просматривались камни мощёной гужевой площадки за зданием вокзала, у погреба для керосина. Сейчас там не осталось ни одного камня. Автобан проходит впритык к задней стороне вокзала, и весь исторический булыжник, и пакгауз 2-й очереди что называется, «как корова языком слизнула». Ликвидирован и керосиновый погреб. В последнее время вид его был, конечно, ужасный, всё завалено и загажено. Это было удивительно, но до самого последнего момента сохранялись остатки «родных» металлических створок дверей… хотя, конечно, ржавые лохмотья… Строительство «съело» и остатки внешнего (обращённого к станции) устоя «американского» гужевого путепровода (над 24-й ветвью. - прим. моё ). Бетонная стена автобана нависает над 24-й ветвью. Оба деревянных пакгауза с подъездными путями сохранялись вплоть до 98-го года. Правда, один уже заваливался на бок, но вот его собрат, когда его сносили, поразил строителей сухим и прекрасно сохранившимся деревом его стен. Время и люди, однако, не пощадили ни мост, ни насыпь, ни путепровод Брянской ветви. Разорвав путь, строительство ТТК как бы размежевало 24-ю и Брянскую ветви. В пределах площадки Кутузово ветвь №24/Брянского поста восстановлена, но отнесена дальше от метро. Начало «Брянки», если бы можно было так назвать то, что от неё осталось, перенесено за пересечение Окружной дороги с Белорусским направлением. Реализована классическая схема отмыкания. Сразу за путепроводом Окружной параллельно её главным путям ещё сохраняется кусочек насыпи и старой трассы Брянской ветви. Стрелку отмыкания врезали всего в какой-то сотне метров от Шмитовского проезда. Сразу за ней стрелка охранного тупичка, обращённого на юг, к путям Белорусского направления. Съезд между главными путями Окружной располагается у северной горловины Кутузово. Сюда же перенесли и входной сигнал. Старые карликовые светофоры Кутузово и Камушков, выкорчеванные из земляного полотна, были свалены у Брянки в районе её бывшего поста, там, где 2-я Магистральная улица смыкается с 1-й. Грустное зрелище! Новые рельсы и шпалы, а впечатление, увы, уже не то… Хочется, однако, воздать должное создателям Брянского моста: заложенный в нём запас прочности позволил проектировщикам ТТК использовать его правобережную опору как основу опоры моста автомобильного. Примечательно и то, что, вплоть до демонтажа в конце 90-х путепровод «Брянки» сохранял свой первозданный облик."

-5

6. Мост Брянской ветви над Москва-рекой. Примерно 1990-1991 гг (Источник). Сейчас на этом месте мост ТТК. Ветвь была электрифицированной. Здесь я продолжу цитировать Стаса, потому как, пожалуй, никто ещё не делал в Сети более шикарных обзоров по исторической МОЖД:

"...с внешней стороны МОЖД, существовал до середины 80-х годов Телеграфный пост №6, от которого начиналась соединительная ветвь №25 к Брянскому посту, то есть к Москве Товарной Смоленской. О ветке чуть ниже.

Это место я немного пропускаю, так как мост через реку охраняемый. Да и на той стороне у моста не осталось больше железнодорожных достопримечательностей. Однако раньше, до строительства ТТК, прямо на его нынешней трассе, на другом берегу была станция. Эта станция возникла на Брянской ветке после войны, где-то в 50-х годах. Цитирую журнал «Локотранс», №4/2003:

"На левом берегу Москвы-реки между насыпями Брянки и Окружной долгое время сохранялась искусственная выемка. Сначала для Брянской ветви прямо от моста проложили обгонный путь, расширив её насыпь. Впоследствии число параллельных путей, соединённых стрелочной улицей, расширялось, и достигло пяти. Располагались они «рыбкой», и самый крайний проходил уже практически вблизи Окружной. Сформировался парк, получивший официальное название «парк отстоя пассажирских вагонов «Камушки». У местных железнодорожников, по воспоминаниям А.А.Васильева, бытовало прозвище «Пост Камушки». Это название сохраняло память о существовавших здесь каменоломнях." - на месте которых стоит теперь краса столицы - Сити.

Именно по этому участку Брянской ветви решили проложить ТТК, таким образом, в 1998 году станцию Пост Камушки и два железнодорожных моста Брянской ветки (через Смоленский ход и через Москву-реку) были уничтожены".

-6

7. Как вы уже, наверное, поняли Брянская ветвь была разорвана, а её концы были присоединены к МОЖД. Её "огрызок" у Кутузово получил №24А, а данный №24. На фото вы можете лицезреть её развязку с 27-ю ветвью в мае 2017-го года. Как я уже упоминал выше, сейчас она вновь разобрана, чтобы построить над ней (с перспективным восстановлением) соединительную ветвь Киевского и Смоленского направлений, которая в будущем должна войти в состав D4 (Апрелевка-Железнодорожный). Эта ветвь, хотя и пройдёт по другой стороне реки и будет упираться не в Киевский вокзал, а имеет направление в сторону области, тем не менее, станет некоей реинкарнацией Брянской ветви и восстановлением исторической справедливости.

-7

8. Ну, а теперь, закончив, с Брянской ветвью, возращаемся к 27-й ветви. Вид в сторону южной горловины Пресни. Май 2017-го года.

-8

9. И в сторону Москвы-Товарной-Смоленской. Раньше здесь была насыпь, но при строительстве автомагистрали был сооружён путепровод.

-9

10. 27-я ветвь от бывшего Брянского поста в сторону Пресни. Май 2017-го. Зелени этой уже, разумеется, нет.

-10

11. Брянский пост. Здесь сходятся ветвь № 24 (бывшая Брянская) и 27-я. Май 2017-го года.

-11

12. Вид обратно. Слева 27-я ветвь, справа - 24-я и местные подъездные пути.

-12

13. Май 2015-го. Брянский пост. Именно в тот вечер мы развиртуалились со Стасом и Юлей в этом замечательном месте. "Чмуха" тащит грузовой состав на одно из прилегающих предприятий. Но, как я понимаю, их обслуживает всё же не Пресня, а Москва-Товарная-Смоленская.

-13

14. Возвращаемся на Пресню. Вид от платформы Шелепиха в сторону Сити. Уже растёт эстакада МЦД-4. Июнь 2020.

-14

15. Это же место в апреле 2007-го. Фото Стаса.

-15

16. Переходим к 26-й ветви, которая долгие годы стояла заброшенной и полуразобранной, а теперь вновь восстала из небытия. Обатите внимание, что путепровод над Шмитовским проездом сделан двухпутным. Это неспроста и вновь возращает нас к славной военной историии Пресни. Но, чтобы не изобретать велосипед, я вновь процитирую здесь прекрасный пост Стаса:

"Примыкание её к Смоленскому ходу существовало до середины 80-х годов у моста Смоленского направления через реку Москву. Там располагался Телеграфный пост №7 (который с 50-х годов стал именоваться Пост 6 км).

Цитирую из журнала «Локотранс», №3/2003:

"Сам пост был расположен у левобережного (восточного) устоя моста Брестской ж.д. через Москву-реку. Он распоряжался стрелкой примыкания и стрелками разъездного пути 26-й ветви (про разъездной см. ниже. - прим. моё). По титулу магистрали эта ветвь получила название «воинской», поскольку предусматривала передачу воинских эшелонов и военных грузов с Пресни на стратегически важное западное направление (Брестскую дорогу)."

-16

17. 26-я ветвь. Фото Стаса апреля 2007-го года. И здесь же продолжу цитировать его пост:

"Как и в случае с другими "узкими" местами у мостов - соединительная ветвь №26 не дошла до станции Фили, а примкнула к Смоленской магистрали на левом берегу".

Далее он сам цитирует журнал «Локотранс», №4/2003:

"Осенью 1941 г. Москва стала прифронтовым городом. Первый рубеж обороны проходил вдоль Окружной, у ст. Кутузово. Укрепления были сооружены по всему Можайскому шоссе, на Б. Дорогомиловской и Новодорогомиловской улицах. Сама насыпь Окружной рассматривалась, как оборонительный вал. Тогда же соединительная ветвь №26 вновь реализовала себя, как воинская, обеспечивая передачи эшелонов с живой силой и техникой с Пресни на фронт. Было принято решение об увеличении её пропускной способности за счёт превращения в двухпутную. Разъездной путь был проложен до южной горловины Пресни, и пост №7 стал обеспечивать движение в двух направлениях."

"К середине 80-х пост был демонтирован, на его месте планировалось строительство базы ОРСа. По каким-то причинам к строительству так и не приступили, и теперь здесь лишь пустырь. Впрочем, геометрия ветви вполне читаема: её былое место определяет кривая, которую описывают в этом месте старые кирпичные гаражи."

-17

18. Его же фото марта 2015-го. Вид в сторону Филей. 26-я ветвь была заброшена и не использовалась.

-18

19. Ныне всё восстановлено и используется. Более того, ветвь электрифицирована, чем могут похвастаться ещё не все ветви МОЖД. Входной светофор станции Пресня. Апрель 2019-го.

-19

20. А вот примерно тот же ракурс марта 2015-го, буквально за год до этого. Фото Стаса.

-20

21. Восстанавливать её начали в 2016-м году. Тогда она выглядела примерно так (Источник).

-21

22. Теперь перейдём к совсем уж историческим фото. Крайние правые пути южной горловины Пресни с фото № 1. Тот, что левее - это вытяжной тупик, тот что правее вёл на Мелькомбинат № 4, который я сам в 2016-м не удосужился почему-то отснять. Все ближайшие фото - сентябрь 2013-го, автор - Станислав.

-22

23. Пути Мелькомбината были заброшены ещё тогда.

-23

24. Путепровод над Шмитовским проездом.

-24

25. Ныне на этом месте автомобильная и пешеходная дороги к новому ЖК "Headliner", выросшему на месте одного из самых крупных в Европе мельничных комбинатов. Хочется спросить у Сергея Семёныча, это тоже вредное производство было?

-25

26. Мелькомбинат № 4 был основан в 1960 году. Был оснащен первым в Советском Союзе автоматизированным элеватором с централизованным управлением всеми машинами и механизмами. Достижения коллектива отмечены орденом Октябрьской Революции. Вероятнее всего, до сих существуют остатки тоннеля, к Москва-реке, через которые (помимо железной дороги) подавалась/выдавалась сырьё/продукция. Надо будет сходить и посмотреть, что от него осталось.

-26

27. Внутри.

-27

28. И ещё одно фото от августа 2011-го года. Видно, что пути уже тогда не использовались. Автор: Дмитрий Зю (Источник).

-28

29. Сентябрь 2013-го. Фото Станислава.

-29

30. Он же. Март 2015-го. Уже завалили всё мусором. Подготовка к "реновации".

-30

31. Внутри.

-31

32. А вот уже и начало реновации сноса Мелькомбината № 4. Май 2016-го.

-32

33. Один из самых крупных в Европе хлебозаводов доживает последние дни.

-33

34. Возвращаемся назад. Южная горловина Пресни. Апрель 2019-го.

-34

35. И это же место на фото Стаса в апреле 2007-го. Хорошо виден старый аутентичный Южный путепровод. Остановка автобуса рядом тогда называлась "Мост Окружной железной дороги". Как сейчас - не знаю. Не ездил там на автобусах уже сто лет.

-35

36.

-36

37. И зачем я в то время больше кутил, чем снимал? В итоге за меня Стас и другие люди всё отсняли. Но спасибо им за это! Без этих фото я бы не смог написать этот пост.

-37

38. Ночное фото Пресни. Октябрь 2006-го. Автор: Дмитрий Зю (Источник).

-38

39. Станция Пресня. Май 2018. Уже прошла реконструкция, уже МЦК. С тех пор на МОЖД всегда приходится оглядываться не только на предмет поездов, но и на предмет охранников в жёлтых жилетах, которые могут испортить всё удовольствие от прогулки.

-39

И на этом сегодня закончим, а продолжение читайте в третьей части. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
>
Часть 2-я
> Часть 3-я
>
Часть 4-я