Найти тему
Справочник кинопижона

Джон Лэндис - классик комедии, который снимал и ужасы. Полный, но краткий обзор фильмографии

Оглавление

Джона Лэндиса часто называют "Билли Уайлдером 80-х". На мой взгляд, это заметно преувеличение, хотя надо отдать режиссеру должное: в течение этого десятилетия он действительно снял одни из самых коммерчески успешных комедий. Чуть менее известен его вклад в хоррор - на его счету всего два чистых фильма ужасов, один из самых известных музыкальных клипов в истории и дебютная хоррор-комедия. Не могу назвать себя поклонником Лэндиса "от и до", но примерно треть его фильмов достойна того, чтобы их помнили и (пере)сматривали.

О 17 фильмах Джона Лэндиса, без учета киноантологий и тереработ

Банановый монстр (Schlock), 1973

Уже в режиссерском дебюте 23-летнего на тот момент Лэндиса прослеживается траектория развития будущей кинокарьеры. Это малобюджетный комедийный хоррор о пробудившемся древнем гоминиде. Даже сквозь смехотворные спецэффекты и откровенно любительскую актерскую игру проглядывают будущие черты режиссерского стиля.

Солянка по-кентуккийски (The Kentucky Fried Movie), 1977

-2

Недостающее звено эволюции между пародиями Мэла Брукса и фильмами Цукера-Абрахамса-Цукера. Кстати, именно эта троица написала сценарий для этой гомерически смешной пародии. Правда, в отличие от "Аэроплана" и "Голого пистолета" для понимания юмора нужно знать объекты насмешек. А их здесь много, от "Выхода дракона" до "Волшебника страны Оз". Кроме того, еще за 30 лет до "Грайндхауса" Лэндис внедрил в фильм фейк-трейлеры.

Зверинец (Animal House), 1978

-3

Один из самых коммерчески успешных фильмов 70-х и главный хит в карьере Лэндиса. По сути это практически бессюжетный набор сценок по мотивам баек из жизни американских студентов. Один из главных столпов жанра "туалетной" молодежной комедии.

Братья Блюз (The Blues Brothers), 1980

-4

Лэндис взял за основу скетчи из SNL и соорудил на их базе абсолютно культовое произведение. "Братья Блюз" - вещь уникальная, штучная, существующая за пределами любых мнений и оценок. Один из тех фильмов, крутость которых практически невозможно выразить словами. Это надо видеть. "Ненавижу иллинойсских нацистов!".

Американский оборотень в Лондоне (An American Werewolf in London), 1981

-5

После трех комедий Лэндис возвращается к хоррор-корням и снимает свой лучший фильм ужасов. Клип "Триллер" для Джексона не в счет. Фильм не лишен своеобразного черного юмора, но уникальным его делает специфическая атмосфера ночного кошмара, реализованная даже удачнее, чем в "Кошмаре на улице вязов". Последний приближал сны к реальности, а Лэндис придает реальности внутри фильма ощущение ночного кошмара.

Поменяться местами (Trading Places), 1983

-6

Еще один кассовый хит в фильмографии Лэндиса представляет собой вариацию на тему "Принца и нищего" Марка Твена. Только с Эдди Мерфи и в начале корпоративного угара рейганомики. Сильно на любителя современных сказок.

В ночи (Into the Night), 1985

-7

После сегмента для киноверсии "Сумеречной зоны" Лэндис снимает свой самый наименее успешный фильм 80-х. Это откровенно слабый комедийный неонуар с Джеффом Голдблюмом и Мишель Пфайффер. Фильм построен по классической хичкоковской схеме: обычный человек попадает в центр международной шпионской авантюры. Увы, получилось скучно и затянуто, а шутки откровенно не работают. Да и Голдблюм с Пфайффер играют сильно ниже того, что могут. Запоминается только Дэвид Боуи в роли киллера.

Шпионы как мы (Spies Like Us), 1985

-8

Более коммерчески успешная, но не менее бестолковая комедия, снятая на пике второго обострения Холодной Войны. Артефакт ушедший эпохи, который в отличие от той же "Красной жары", даже не доставляет своей клюквенностью.

Три амигос! (Three Amigos!), 1986

-9

Не сказать, что это шедевр, но на фоне двух предыдущих фильмов Лэндиса смотрится бодро и местами забавно. История трех актеров вестернов, которых пригласили в Мексику защищать жителей деревни от бандитов. Стив Мартин, Чеви Чейз и Мартин Шорт - своеобразные комедианты, но здесь они к месту.

Поездка в Америку (Coming to America), 1988

-10

Лэндис восстанавливает слегка подмоченную репутацию в качестве кассового постановщика. Правда, успех фильма - это на 90% заслуга Эдди Мерфи, который в конце 80-х был популярней, чем Том Круз, Сталлоне и Шварценеггер вместе взятые. Получилось шоу одного актера, отношения к которому определяется отношением к Эдди Мерфи.

Оскар (Oscar), 1991

-11

Катастрофически недооцененная в США комедия положений в ретрогангстерском антураже. Фильм представляет собой ремейк одноименной комедии с Фюнесом, и этот тот редкий случай, когда оригинал серьезно уступает переделке. Кроме Сталлоне в главной роли фильм может похвастаться выдающимся актерским составом, в котором нашлось место и актуальным в начале 90-х Тиму Карри, Орнелле Мути, Маризе Томей, Чаззу Пальминтери и людям из золотого века Голливуда (Кирк Дуглас, Дон Амиче).

Кровь невинных (Innocent Blood), 1992

-12

Последний действительно удачный фильм Лэндиса. На удивление жесткая и откровенная для Голливуда вампирская история с впечатляющей операторской работой и вкраплениями черного юмора. Вампирша случайно покусала босса мафии (недооцененный Роберт Лоджия), тот превратился в вампира и начал обращать своих людей в вампиров, попутно используя свои способности для расширения криминальной империи. Теперь вампирша вынуждена объединиться с полицейским под прикрытием, чтобы эти безобразия остановить. Жаль, что Лэндис снял так мало хорроров - они у него определенно получались.

Полицейский из Беверли-хиллз 3 (Beverly Hills Cop 3), 1994

-13

Очень плохое завершение франшизы (хотя сейчас вроде собираются снимать четвертый фильм, но об этом даже думать неприятно). Справедливости ради, вина в этом не Лэндиса, а Эдди Мерфи, который в середине 90-х хотел стать из комедийного актера экшн-звездой и главное достоинство серии (шутки на грани фола) собственноручно выкинул.

Семейка придурков (The Stupids), 1996

-14

"Тупой и еще тупее" для младшего школьного возраста. Больше об этом "кинополотне" сказать нечего.

Братья Блюз 2000 (Blues Brothers 2000), 1998

-15

Лучше бы этого фильма не было. Лучше и для Лэндиса, и для всех поклонников оригинала. Даже "Гремлины 2" Джо Данте были меньшим провалом.

Коварный план Сюзан (Susan's Plan), 1998

-16

Независимая черная комедия, пытающаяся быть чем-то средним между тарантиноклоном и ироническим неонуаром. Не получилось ни того, ни другого.

Руки-ноги за любовь (Burke and Hare), 2010

-17

После череды коммерческих и художественных провалов Лэндис уходит на телевидение, участвует в киноантологиях и продюсирует. Лишь спустя 12 лет он снимает полнометражное кино. Хоть "Бёрка и Хейра" сложно назвать однозначно удачным фильмом на фоне предыдущих 4 работ он смотрится неплохо. У Саймона Пегга и Энди Сёркиса определенно есть актерская химия, да и интересные идеи в сценарии присутствуют, пусть их и не удалось должным образом реализовать.