Джона Лэндиса часто называют "Билли Уайлдером 80-х". На мой взгляд, это заметно преувеличение, хотя надо отдать режиссеру должное: в течение этого десятилетия он действительно снял одни из самых коммерчески успешных комедий. Чуть менее известен его вклад в хоррор - на его счету всего два чистых фильма ужасов, один из самых известных музыкальных клипов в истории и дебютная хоррор-комедия. Не могу назвать себя поклонником Лэндиса "от и до", но примерно треть его фильмов достойна того, чтобы их помнили и (пере)сматривали.
О 17 фильмах Джона Лэндиса, без учета киноантологий и тереработ
Банановый монстр (Schlock), 1973
Уже в режиссерском дебюте 23-летнего на тот момент Лэндиса прослеживается траектория развития будущей кинокарьеры. Это малобюджетный комедийный хоррор о пробудившемся древнем гоминиде. Даже сквозь смехотворные спецэффекты и откровенно любительскую актерскую игру проглядывают будущие черты режиссерского стиля.
Солянка по-кентуккийски (The Kentucky Fried Movie), 1977
Недостающее звено эволюции между пародиями Мэла Брукса и фильмами Цукера-Абрахамса-Цукера. Кстати, именно эта троица написала сценарий для этой гомерически смешной пародии. Правда, в отличие от "Аэроплана" и "Голого пистолета" для понимания юмора нужно знать объекты насмешек. А их здесь много, от "Выхода дракона" до "Волшебника страны Оз". Кроме того, еще за 30 лет до "Грайндхауса" Лэндис внедрил в фильм фейк-трейлеры.
Зверинец (Animal House), 1978
Один из самых коммерчески успешных фильмов 70-х и главный хит в карьере Лэндиса. По сути это практически бессюжетный набор сценок по мотивам баек из жизни американских студентов. Один из главных столпов жанра "туалетной" молодежной комедии.
Братья Блюз (The Blues Brothers), 1980
Лэндис взял за основу скетчи из SNL и соорудил на их базе абсолютно культовое произведение. "Братья Блюз" - вещь уникальная, штучная, существующая за пределами любых мнений и оценок. Один из тех фильмов, крутость которых практически невозможно выразить словами. Это надо видеть. "Ненавижу иллинойсских нацистов!".
Американский оборотень в Лондоне (An American Werewolf in London), 1981
После трех комедий Лэндис возвращается к хоррор-корням и снимает свой лучший фильм ужасов. Клип "Триллер" для Джексона не в счет. Фильм не лишен своеобразного черного юмора, но уникальным его делает специфическая атмосфера ночного кошмара, реализованная даже удачнее, чем в "Кошмаре на улице вязов". Последний приближал сны к реальности, а Лэндис придает реальности внутри фильма ощущение ночного кошмара.
Поменяться местами (Trading Places), 1983
Еще один кассовый хит в фильмографии Лэндиса представляет собой вариацию на тему "Принца и нищего" Марка Твена. Только с Эдди Мерфи и в начале корпоративного угара рейганомики. Сильно на любителя современных сказок.
В ночи (Into the Night), 1985
После сегмента для киноверсии "Сумеречной зоны" Лэндис снимает свой самый наименее успешный фильм 80-х. Это откровенно слабый комедийный неонуар с Джеффом Голдблюмом и Мишель Пфайффер. Фильм построен по классической хичкоковской схеме: обычный человек попадает в центр международной шпионской авантюры. Увы, получилось скучно и затянуто, а шутки откровенно не работают. Да и Голдблюм с Пфайффер играют сильно ниже того, что могут. Запоминается только Дэвид Боуи в роли киллера.
Шпионы как мы (Spies Like Us), 1985
Более коммерчески успешная, но не менее бестолковая комедия, снятая на пике второго обострения Холодной Войны. Артефакт ушедший эпохи, который в отличие от той же "Красной жары", даже не доставляет своей клюквенностью.
Три амигос! (Three Amigos!), 1986
Не сказать, что это шедевр, но на фоне двух предыдущих фильмов Лэндиса смотрится бодро и местами забавно. История трех актеров вестернов, которых пригласили в Мексику защищать жителей деревни от бандитов. Стив Мартин, Чеви Чейз и Мартин Шорт - своеобразные комедианты, но здесь они к месту.
Поездка в Америку (Coming to America), 1988
Лэндис восстанавливает слегка подмоченную репутацию в качестве кассового постановщика. Правда, успех фильма - это на 90% заслуга Эдди Мерфи, который в конце 80-х был популярней, чем Том Круз, Сталлоне и Шварценеггер вместе взятые. Получилось шоу одного актера, отношения к которому определяется отношением к Эдди Мерфи.
Оскар (Oscar), 1991
Катастрофически недооцененная в США комедия положений в ретрогангстерском антураже. Фильм представляет собой ремейк одноименной комедии с Фюнесом, и этот тот редкий случай, когда оригинал серьезно уступает переделке. Кроме Сталлоне в главной роли фильм может похвастаться выдающимся актерским составом, в котором нашлось место и актуальным в начале 90-х Тиму Карри, Орнелле Мути, Маризе Томей, Чаззу Пальминтери и людям из золотого века Голливуда (Кирк Дуглас, Дон Амиче).
Кровь невинных (Innocent Blood), 1992
Последний действительно удачный фильм Лэндиса. На удивление жесткая и откровенная для Голливуда вампирская история с впечатляющей операторской работой и вкраплениями черного юмора. Вампирша случайно покусала босса мафии (недооцененный Роберт Лоджия), тот превратился в вампира и начал обращать своих людей в вампиров, попутно используя свои способности для расширения криминальной империи. Теперь вампирша вынуждена объединиться с полицейским под прикрытием, чтобы эти безобразия остановить. Жаль, что Лэндис снял так мало хорроров - они у него определенно получались.
Полицейский из Беверли-хиллз 3 (Beverly Hills Cop 3), 1994
Очень плохое завершение франшизы (хотя сейчас вроде собираются снимать четвертый фильм, но об этом даже думать неприятно). Справедливости ради, вина в этом не Лэндиса, а Эдди Мерфи, который в середине 90-х хотел стать из комедийного актера экшн-звездой и главное достоинство серии (шутки на грани фола) собственноручно выкинул.
Семейка придурков (The Stupids), 1996
"Тупой и еще тупее" для младшего школьного возраста. Больше об этом "кинополотне" сказать нечего.
Братья Блюз 2000 (Blues Brothers 2000), 1998
Лучше бы этого фильма не было. Лучше и для Лэндиса, и для всех поклонников оригинала. Даже "Гремлины 2" Джо Данте были меньшим провалом.
Коварный план Сюзан (Susan's Plan), 1998
Независимая черная комедия, пытающаяся быть чем-то средним между тарантиноклоном и ироническим неонуаром. Не получилось ни того, ни другого.
Руки-ноги за любовь (Burke and Hare), 2010
После череды коммерческих и художественных провалов Лэндис уходит на телевидение, участвует в киноантологиях и продюсирует. Лишь спустя 12 лет он снимает полнометражное кино. Хоть "Бёрка и Хейра" сложно назвать однозначно удачным фильмом на фоне предыдущих 4 работ он смотрится неплохо. У Саймона Пегга и Энди Сёркиса определенно есть актерская химия, да и интересные идеи в сценарии присутствуют, пусть их и не удалось должным образом реализовать.