Найти в Дзене
Искры

Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны

Оглавление

Пепеляев положил свой «МиГ» в левый разворот и, набирая высоту, атаковал F-86 длинной очередью. Американец тоже оказался асом и успел уйти с линии обстрела, заложив крутой вираж и поднимаясь всё выше и выше.

МиГ-15, фото: pixabay.com
МиГ-15, фото: pixabay.com

Мимо мокрых одноэтажных домов по Большой Коммерческой улице Бодайбо неспешно катила пролётка. Жёлтые деревянные колёса месили уличную грязь, на ко́злах сидел бородатый извозчик в длиннополом плаще с капюшоном. Пассажиркой его была укутанная в шаль женщина лет тридцати — от унылого осеннего дождя её скрывала растянутая гармошка навеса из тёмного виксатина*.

— Навестить кого али сама приболела? — обернувшись, спросил извозчик.

__________

* Виксатин — специальная непромокаемая ткань, род клеёнки.

Бодайбо, улица Большая Коммерческая, Городская аптека
Бодайбо, улица Большая Коммерческая, Городская аптека

Женщина не ответила. Она сидела, съёжившись и скрестив на груди руки, — так закрываются от холода и жизненных невзгод. Пальцы её подрагивали, но не от холода или болезни — она боялась предстоящей встречи с врачом, хоть и уговор уже был, и помещение, где тайно делают аборты, приготовлено. Кто знает, может, эти скрещенные руки, это желание спрятаться в раковине живёт в человеке ещё с тех пор, когда он был моллюском на дне океана. Если, конечно, верить теории Дарвина.

— Говорили, царя свергнем — заживём, — не умолкал словоохотливый извозчик. — Ну вона, свергли — и где жисть райская? Сплошной бедлам кругом, токма цены будто с цепи сорвались. Хуже собак, ей-богу.

Бодайбо, улица Свободная, nailizakon.com
Бодайбо, улица Свободная, nailizakon.com

Стояла ранняя осень 1917 года. Война измотала, измочалила, обессилила Россию, и страна, собранная Романовыми за три столетия, трещала и рассыпалась. В небольшом городке, притулившемся деревянным боком к реке Витим, наступили тяжёлые времена. Работы не было, денег не было, самых необходимых продуктов в торговых лавках — и тех не было. В июле Бодайбо закрыли для свободного въезда, но и это не помогло. Оставшиеся без заработка горожане не уезжали — куда им было ехать? — а брали кистень и сторожили по ночам в подворотнях либо уходили разбойничать на тракт.

Женщину, ехавшую делать аборт, звали длинным и редким именем — Аполлинария. Она родилась и выросла на Ленских приисках в семье ссыльного поляка Эдуарда Тыля. Отсюда же, с приисков, был и её муж Егор (по паспорту — Георгий) Пепеляев. Слесарь, токарь, кузнец — профессиями он владел многими, а без работы остался, как и все. На руках — двое детей, семи и четырёх лет, и забеременевшая жена. Куда им рожать третьего в это страшное время? Двоих бы вырастить.

Землянка на одном из приисков Бодайбо, siberio.ru
Землянка на одном из приисков Бодайбо, siberio.ru

До попечительской больницы оставалась половина пути, когда женщина вдруг почувствовала толчок — в её утробе заворочался ребёнок. От неожиданности Аполлинария расцепила руки и ухватилась ими за сиденье. И выкрикнула — машинально, неосознанно:

— Стойте!

Извозчик послушно натянул поводья, и недовольная лошадь остановилась, сердито заржав.

— Случилось чего? — поправил капюшон плаща извозчик.

Несколько мгновений пассажирка смотрела на него, словно не поняла вопроса, а потом выдохнула:

— Назад вези! Назад!

Пожав плечами — сумасшедшая какая-то! — тот поворотил лошадь, с трудом разворачивая пролётку на узкой улице. А пассажирка вдруг расплакалась — да так и ревела всю обратную дорогу до самого дома. Внутри неё была жизнь, и она не смогла лишить будущего ребёнка права на судьбу. В марте восемнадцатого года Аполлинария родила мальчика и назвала его Евгением.

Прошло десять лет.

Будущая Вокзальная магистраль, gelio.livejournal.com
Будущая Вокзальная магистраль, gelio.livejournal.com

Семья Пепеляевых — муж, жена, два сына и дочь — покинула Бодайбо навсегда. Путешествие вышло длинным — Витим, Лена, таёжный тракт, железная дорога — и закончилось в столице Сибирского края на берегу маленькой речки с гордым названием 1-я Ельцовка. Мастер на все руки Георгий Пепеляев устроился машинистом на нефтяные склады. Поселился он неподалёку — на склоне ельцовского оврага, где жались друг к другу деревянные домишки с небольшими огородами. Столица Сибири, а живёшь будто в деревне: куры, утки, свиньи, бараны, коровы. На местном спиртзаводе жители покупали для скотины сытную барду*, на маслозаводе — жмых, с сенного базара везли на возах сено.

На работу отец ходил пешком — из оврага поднимался на улицу Ногина и шёл мимо огромных металлических резервуаров с надписью «Нобель». Ёмкости эти стояли здесь с дореволюционных времён, и к Альберту Нобелю имели самое прямое отношение — учредитель всемирно известной премии был одним из основателей компании, владевшей раньше в России сетью нефтяных складов. Даже улица Ногина ещё совсем недавно называлась Нобелевской.

__________

* Барда — отходы винокурения и пивоварения в виде гущи, используемые как корм для скота.

Фрагмент карты 1924 года
Фрагмент карты 1924 года

Северный угол Новосибирска занимала промышленная зона: склады (нефтяной, мазутный, винный), заводы (кожевенный, хромовый, маслозавод, кедропром), скотобойня, холодильник. Летом у ручья отходов, вытекающего со скотобойни в Ельцовку, часто можно было увидеть мальчишек — они ловили прикормленную рыбу.

Ельцовская Нахаловка была не просто «деревней в городе», она была отдельным миром, где своих порой узнавали просто по одежде. «Идёт иной форсун по улице Сухарной, а на нём фуражечка набекрень, из-под неё чубчик выбивается, идёт кисточками пояска поигрывает, на палец наматывает, идёт себе в проходочку, сапожками в гармошку поскрипывает. Ши-ка-рно! Ребятня ему завидует, девки на него поглядывают — идёт что твой король. А если у него над лаковым козырьком фуражки-капитанки вьются шнурки, то это вообще знак того, что парень не из последних, а, говоря по-нынешнему, крутой. Нахаловские молодцы носили три шнурка, а Закаменские — два»*.

Едва заканчивалась промзона, как пейзажи постепенно менялись — речка становилась чище, огороды — больше. В этой части речной поймы нахаловские садоводы обустроили малинники, огороженные высоким частоколом от малолетних воришек. За заборами зло лаяли собаки — свирепые псы свободно ходили по двору, охраняя хозяйские угодья. Ягода здесь росла крупная, сладкая, не чета лесной мелочи — и садоводы целое лето возили продавать её на базар. Во всей Нахаловке не было ни одного мальчишки, который не мечтал бы забраться в малиновое царство. Наверняка думал об этом и десятилетний Женя Пепеляев.

__________

* Тростонецкий А. Нахаловка (Мой Новосибирск: Книга воспоминаний). — Новосибирск, 1999.

Евгений (слева) с матерью, братом Константином и сестрой Людмилой. Одесса, 1937 г. Все трое детей Пепеляевых имели отношение к авиации. Константин был лётчиком, погиб в воздушном бою в 1941 г. Сестра Людмила была замужем за авиационным инженером-оружейником М. Дюдиным. Фото выложено К. Воробьёвым на сайте https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2398.
Евгений (слева) с матерью, братом Константином и сестрой Людмилой. Одесса, 1937 г. Все трое детей Пепеляевых имели отношение к авиации. Константин был лётчиком, погиб в воздушном бою в 1941 г. Сестра Людмила была замужем за авиационным инженером-оружейником М. Дюдиным. Фото выложено К. Воробьёвым на сайте https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2398.

Новосибирск впечатлил мальчишку своими размерами. Здесь он впервые попробовал яблоки — в Бодайбо это считалось роскошью, доступной только обеспеченным семьям. Но больше всего его поразили самолёты над Ельцовкой — поразили до глубины души, до самых дальних её уголков. Забыв про всё на свете, он мог часами смотреть в небо на тренировочные полёты «разведчиков» — обитых фанерой и тканью бипланов Р-1 с деревянными крыльями. Небо же приглядывалось к мальчишке, определяя его судьбу: увлекало, манило, показывало фокусы пилотажа в исполнении местных асов. Прошло много лет, и в своих мемуарах Евгений Георгиевич Пепеляев напишет: «...Мы жили на окраине города, кажется, на 1-й Ельцовке, или, как её ещё называли, Нахаловке, от домов, где проживали мы и семьи других рабочих нефтесклада, были хорошо видны самолёты, выполнявшие пилотаж. По всей вероятности, военные самолёты того времени (по-моему, это были Р-1) отрабатывали высший пилотаж. Мне было 10–11 лет, и в хорошую погоду летом я часами наблюдал, как лётчики выполняют фигуры высшего пилотажа на высоте порядка 1500–2000 метров. Я стал даже разбираться, какие фигуры пилотажа они выполняют и как они называются»*.

Следя за падающими в «штопор» и карабкающимися «на горку» военными бипланами, десятилетний мальчик представлял на месте лётчиков себя. Это он ввинчивался «на бочку» и крутил виражи, это он совершал боевой разворот и летел вниз головой в петле Нестерова. Мальчишка словно видел картины из будущего — того будущего, что наступит для него через четверть века…

__________

* Пепеляев Е. «МиГи» против «Сейбров». — М.: Яуза, Эксмо, 2005.

Учебные полёты новосибирских лётчиков. Фото И. Мелихова
Учебные полёты новосибирских лётчиков. Фото И. Мелихова

…Пробив облака, полковник Пепеляев вышел на перехват противника — два американских истребителя шли выше него метров на шестьсот.

— Атакую, прикрой! — скомандовал он ведомому — капитану Ларионову.

Молчание в эфире должно было насторожить русского истребителя, но в горячке боя он не придал этому значения. Пепеляев положил свой «МиГ» в левый разворот и, набирая высоту, атаковал F-86 длинной очередью. Американец оказался асом и успел уйти с линии обстрела, заложив крутой вираж и поднимаясь всё выше и выше. «МиГ» потерял скорость, но продолжил преследование, надеясь, что его прикроют от второго самолёта, но когда лётчик вызвал напарника — тот не ответил. Полковник коротко выругался: оставалось только продолжать маневр, с каждой сотней метров убеждаясь, что всё больше и больше проигрывает сопернику. Сердце глухо стучало в такт двигателю, стрелка высотометра уходила по кругу всё дальше и дальше.

Семь тысяч метров.
Восемь тысяч.
Девять тысяч.

И тут позади «МиГа» показался тот самый второй американский «Сейбр» F-86 — лучший послевоенный американский истребитель. Пепеляев энергично «дал левую ногу» и начал заваливать самолёт в «штопор».

Тумблер авиагоризонта.
Тумблер поворота.
Тумблер скольжения.

Вражеские пули застучали по фюзеляжу, но цели не достигли — ни один важный узел не был повреждён. Через мгновение полковник ушёл из-под обстрела, устремив самолет к земле.

МиГ-15бис Пепеляева после боя 6 октября в 1951 году
МиГ-15бис Пепеляева после боя 6 октября в 1951 году

Из «штопора» он вышел на высоте четырёх тысяч метров и тут же коротко выругался: чёртов американец идеально повторил его манёвр и теперь висел прямо над «МиГом». В огромном, бесконечном небе их разделяло не больше сотни человеческих шагов. Чтобы расстрелять противника, американцу достаточно было сместиться в сторону или отстать, и единственное спасение для русского полковника — это оставаться точно под ним, моментально копируя любой манёвр. Невероятная, сумасшедшая техника нужна была лётчику, чтобы спасти машину и себя.

Пепеляев выпустил воздушные тормоза и стал тенью повисшего над головой истребителя. Тот пошёл вправо — Евгений за ним, американец влево — Евгений за ним, противник попробовал отстать, но и это у него не вышло. И снова: один вправо — другой вправо, один влево — другой влево. Шла борьба великолепно обученных лётчиков — борьба не на жизнь, а на смерть. «Сейбр» снова попытался отстать, и на этот раз почти вышел на огневую позицию, но слишком близко оказались облака. В этой пелене запросто можно было столкнуться друг с другом — всего несколько десятков метров между самолётами! — и американец сдался, прекратив преследование. Пепеляев вошёл в облачную пелену, выровнял самолёт и взял курс на свой аэродром. Это был один из тех редких воздушных боёв, в котором русские лётчики проиграли: капитан Ларионов на аэродром не вернулся — его самолёт, по всей вероятности, был подбит и рухнул в море.

Иван Васильевич Ларионов в звании старшего лейтенанта, soviet-aces-1936-53.ru
Иван Васильевич Ларионов в звании старшего лейтенанта, soviet-aces-1936-53.ru

Мальчик, часами следивший за полётами самолётов над 1-й Ельцовкой, стал главным советским асом послевоенных лет. За разгром японцев он получил медаль «За боевые заслуги» и орден Отечественной войны 2-й степени. А во время Корейской войны совершил 108 боевых вылетов, провёл 38 воздушных боёв и сбил более 20 американских самолётов (данные о точном их количестве разнятся).

Пепеляев летал, несмотря на периодические проблемы с сердцем, начавшиеся после одной из аварий. Он стал Героем Советского Союза и был награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды и ещё одним орденом Отечественной войны. В небе Кореи полк под его командованием сбил 109 самолётов противника, а потерял — 11. Евгений Георгиевич прожил долгую жизнь — он умер в 2013 году, совсем немного не дожив до 95-летнего юбилея.

Полковники И. Калабушкин, А. Ефимов и Е. Пепеляев на штабный учениях БелВО 1957 года, soviet-aces-1936-53.ru
Полковники И. Калабушкин, А. Ефимов и Е. Пепеляев на штабный учениях БелВО 1957 года, soviet-aces-1936-53.ru

Дождливой осенью 1917 года всё могло сложиться иначе. Извозчик довёз бы пассажирку, получил плату и оставил Аполлинарию Пепеляеву у крыльца попечительской больницы. Кутаясь в шаль, она поднялась бы по мокрым ступенькам, усыпанным жёлтыми листьями, и открыла тяжёлую дверь…

Подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15, soviet-aces-1936-53.ru
Подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15, soviet-aces-1936-53.ru

Игорь Маранин